Из истории выставки

        Впервые я начал фотографировать витражи в 1991 году. Однако увлечение поиском хрупких стеклянных творений в подъездах петербургских домов началось немного раньше. Толчком послужила одна поездка. В 1987 году я учился ЛХУ им. В. А. Серова и меня направили помочь пожилому кассиру училища получить стипендии в бухгалтерию управления культуры на Владимирском пр., 14. Именно в подъезде этого дома я в первый раз осознанно обратил внимание на витражи и был восхищён ими. Это были витражи с маками и стёкла с павлинами, выполненные в технике травления. Какая то неземная атмосфера подъезда и сказочный мир образов стёкол настолько потрясли меня, что я стал приходить в дом снова и снова, а с павлинов, спустя некоторое время даже снял кальку, попросившись вечером у охранника.

        Мне всегда нравилось путешествовать по моему городу, изучать затейливые детали фасадов, бродить по закоулкам дворов, дыша этим каким то особенным, выдержанным в окружении старинных стен воздухом, прислушиваясь к шорохам вечной жизни, наполняющих каждый дом, стараясь познать закон, по которому всё это существует и живёт. Мне даже в снах снились прогулки по городу, бесконечные окна и полёт, полёт над ночным городом, над такими знакомыми и близкими сердцу домами, путешествия по безлюдным подъездам и галереям-переходам между ними, залитым каким то бело-голубым туманным светом. Этот свет словно мостик, соединяющий прошлое с будущим и оттого его преломление и прохождение через стёкла придают интерьерам наших полузаброшенных и немытых подъездов бывших доходных домов ещё большую таинственность и особенное значение.

        Увидев и восхитившись одними витражами я стал искать новые. Понимая, что многие витражные стёкла едва держатся в окнах, каждую минуту готовые рухнуть появилось желание фотографировать. Всё усиливающийся интерес к поискам и мания коллекционирования сюжетов поглотили меня целиком. Я мог ходить по городу с утра до вечера, не зная усталости и в лучшие дни находил по 7-15 адресов (Всего выявлено, включая литературные источники и работу других исследователей, более 530 витражных адресов). Идея соединения стихов и фотографий витражей возникала как-то сама собой, сопутствуя видимым мною образам. Также читая какое-либо стихотворение перед собой представляешь какой-то определённый образ из цветного стекла или хрусталя. Стекло-это застывшая и спрессованная в вечный кристалл некогда тёкшая жизнь, это остановившееся время, которое мы можем созерцать (Есть что-то общее с янтарём.). Созерцание прошлого так органично, когда стоишь у окна дома, построенного уже в позапрошлом веке и смотришь на мир современный, так неумолимо бегущий в будущее.

        На выставке представлены фотографии последних 7 лет-когда у меня появилась более или менее нормальная фотокамера, а также цветные плёнки приемлемого качества стали продавать повсеместно. Всего мною отснято около 1000 кадров. Некоторые витражи, и уже даже многие из отснятых в настоящее время, к сожалению, утрачены (вынуты, разбиты).

        Собранный материал стал основой для публикаций в газетах, а также в выпуске книг "Список утрат петербургских витражей, 1917-1998", 1998 (совместно с К. К. Севастьяновым) и "Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга (период до 1917 года)", 2001.

        В 1998 г. я, вместе с К. К. Севастьяновым подавал заявку на грант в Институт Открытое Общество (отделение фонда Д. Сороса) с темой и желанием создать сайт, посвящённый утраченным и погибающим витражам. Идея была поддержана депутатом и бывшим руководителем известной группы "Спасение" А. А. Ковалёвым, а так же заведующей кафедрой Художественной керамики и стекла СПГХПА О. Л. Некрасовой-Каратеевой. В фонде Сороса документы у нас принимал А.&nbs;pВ. Кобак. Заявка была отклонена и как сообщил нам человек, присутствовавший при отборе претендентов на грант: "у вас есть явные недоброжелатели", намекнув на конкретное лицо. К тому времени у нас уже вышла книжка-справочник " Список утрат петербургских витражей, 1917-1998". Издание увидело свет благодаря фирме-спонсору-витражной мастерской "Солнечный Лев". Эта же фирма помогла с устройством уже второй моей фотовыставки "Волшебный сад" в стенах Дома журналистов, 24/08-25/09 1998 г. (Первая выставка проводилась в белом зале кафедры Художественной керамики и стекла СПГХПА, Соляной пер., 13, 22/09-22/10 1997 г.). Именно эту выставку, включающую в себя фотографии витражей и стихи без каких-либо существенных изменений в экспонируемых произведениях я наконец-то представляю здесь, в Интернете. Счастливого просмотра!

Евгений Иванов


art "E. Ivanov"

На главную страницу

Сайт создан в системе uCoz