К ссылкам      На главную страницу      Список литературы

Евгений Иванов

Константин Севастьянов

Сад  Витражей

 

       Привычно серый, дождливый Петербург хранит в глубинах своей души неизбывную тоску по яркому, буйному многоцветью юга. Тоску по теплу и солнцу. По бликующему всеми цветами радуги дню и мерцающей лаковыми красками тропической ночи.

Багровый и белый отброшен и скомкан

В зелёный бросали горстями дукаты,

А чёрным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие жёлтые карты.

Бульварам и площади было не странно

Увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как жёлтые раны,

Огни обручали браслетами ноги.

Толпа-пестрошерстая быстрая кошка-

Плыла, изгибаясь, дверями влекома;

Каждый хотел протащить хоть немножко

Громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

В глаза им улыбку протиснул; пугая

Ударами в жесть, хохотали арапы,

Над лбом расцветивши крыло попугая.

"Ночь". В. В. Маяковский. 1912.

       Эта тоска, мечта о полнокровной многоцветной жизни заложена, быть может в подсознание города ещё его отцом основателем. Северная Пальмира, Парадиз, рай на хмурых брегах Невы... Но никогда ещё с такой мощью не воплощалась она в городскую действительность, как это было на рубеже XIX-XX веков, когда вся российская жизнь: культурная, научная, социальная, экономическая была само стремление, сама деятельная мечта-словно полёт только что выпущенной из первопрестольной Иваном-царевичем стрелы-полёт по траектории радуги. Законченный в 1917 году собор Воскресения Христова, сияющий золотыми куполами и сплошь покрывающей его красочной мозаикой, был лишь самым крупным цветком в ожившем саду петербургской архитектуры. Многоцветная майолика, мозаичные, сюжетные и орнаментальные панно обильно украсили фасады, в том числе дворовые, многих за год-два выросших в это время построек; интерьеры особняков и богатых доходных домов с новой весенней силой расцвели окрашенной лепниной и росписью, изящно прорисованной керамической плиткой полов и картинами из смальты, заиграли радужными струями политой керамики каминов и печей. В окнах лестничных пролётов, кабинетов и жилых комнат, в дверях, во внутренних перегородках и в плафонах, в дверцах книжных шкафов и буфетов, в проёмах ширм и каминных экранов, в абажурах люстр и настольных ламп словно в одночасье раскрылись лепестки витражей.

       "Обычный мрачный петербургский день. Глаза уже беспомощно двигаются, пытаясь найти спокойную точку, убежище от мелькающего хаоса уличной толчеи. В голове устойчивый гул, чувствуется накопившаяся усталость после тяжёлого дня. Боль в затылке всё усиливается, а дождь всё льёт и льёт. И от этого беспросветного однообразия серого, тоскливого дня пропадает все добрые чувства, мысли, светлые желания и мечты. Хочется убежать от всего этого, спрятаться и забыться. Но высокие, массивные силуэты домов, давящее свинцовое небо над головой словно прижимают тебя к земле. Становится тяжелее идти, ты словно уменьшился под натиском окружающей тебя стихии.

       Незаметно оказываешься во дворе, гул улиц стихает. Заходишь в подъезд. Полная темнота, падающие капли, терпкий запах подъезда. Но этот своеобразный запах: смесь сырости, плесени и "человеческого нетерпения" становится даже приятным и родным, когда живёшь в старом городе. Голова продолжает болеть упорно и занудно. Под ногой гулко зазвенела валявшаяся бутылка, откликнувшись в затылке болезненным толчком крови. Ощущения вечной пытки, обречённости, бессилия перед жизненной безысходностью начинают овладевать разумом. Вот воспалённые глаза начали различать предметы в темноте. Облокотившись на перила, ты начинаешь медленно подниматься по лестнице и вдруг, мощный пучок света, словно выстрел пронзает и ошеломляет тебя. От неожиданности не понимаешь что творится. Видишь лишь чудесное, яркое, красочное сверкание привлекающее, притягивающее твой взгляд. Начинаю различать ветки, цветы, листья. Темнота отступает. Боль в голове начинает проходить или ты просто не замечаешь её, удивлённый увиденным чудом. Глаза сами устремляются разглядывать витраж, хотя ты даже ещё и не осознаёшь, что это чудо-витраж. Тонкие извилистые линии стеблей переплетаются в затейливом, таинственно мерцающем узоре, плавное и простое движение веток, сверкающие цветы образуют яркий, красочный розовый куст, сильно волнуя взгляд. Ты замечаешь, что созерцание этой картины полностью поглощает тебя. Уже больше не беспокоит уличная толчея, мирские проблемы. Ты словно забылся, получив тот желанный Рай, отдохновение о котором мечтал. Таинственный блеск опаловых стёкол становится той движущей и манящей силой, попав под влияние которой уставшие ноги сами начинают двигаться, а усталость становится приятной. Я начинаю подниматься по лестнице всё выше и выше и мне открываются всё новые и новые чудеса, отражённые в цвете сияющих стёкол витражей. Взгляд всё время невольно направляется к сверкающему всеми цветами радуги пространству окна, как мираж манящему и дарящему чудодейственный, целительный свет.

       Поднявшись на последний ярус лестницы я не чувствовал ног, но боль в голове прошла и я был счастлив, чувствуя странное облегчение во всём теле.

       Тогда мне на ум пришла одна мысль: соберись человек покончить с жизнью, поднимаясь виток за витком к наивысшей точке, чтобы сделать последний шаг в лестничный просвет, пройдя по такой лестнице и увидев эти витражи он не может не осознать красоты и ценности этой жизни..."

       Мы можем назвать творения художников начала ХХ века сладкой сказкой, сном, миражом, безоблачной поэтичной книгой, уводящей нас на остров отдохновения от суетности жизни, забот и хлопот, может быть островок детства. Попадая на такой островок получаешь как бы передышку перед новым погружением в суровую, смертельную, грязную, обидную и злую действительность. Не случайно сюжетами произведений служили замки, стоящие в окружении деревьев на берегу реки или моря, фантастические цветы, сказочные звери, рыбы, птицы. На изображениях витражей увидишь и усатых сомов, и раков, ползающих по дну среди водорослей и ракушек, и дельфинов, и лягушек, грустно смотрящих на пролетающую стрекозу, сидя на листе лилии. Эти, вроде бы наивные, но необыкновенно милые, трогательно-чувственные сюжеты настолько развлекают и до глубины души поражают своей откровенностью, что заставляют вспомнить свои первые детские ощущения в познании окружающего мира. Не случайно витражи очень часто размещались в окнах детских комнат, спален. В детском возрасте, ощущая присутствие доброго зверя, видя красивые цветы, ребёнок становится спокойнее, веселее, добрее. Такие впечатления запоминаются потом на всю жизнь.

       Разнообразие воплощений этого сказочного мира удивительно. И всё же, были, конечно, и пристрастия в технических приёмах, диктуемые духом времени. Стремясь выявить красоту материала, его волшебные изобразительные свойства, невольно проявляя в этом свою любовь к самой ткани жизни, художники начала века отдавали предпочтение витражу наборному, собранному из кусочков стекла окрашенного в толще. Эти причудливо вырезанные стёкла соединялись в единое целое при помощи спаянных между собой свинцовых "жилок". Лучи окрашенного света при этом не смешиваются, каждый хранит чистоту собственного оттенка и в то же время, соседствующие не случайно, вместе они составляют осмысленное, трогающее душу изображение. Часто использовалось стекло с разнообразной фактурой поверхности-от простой волны до прихотливо струящегося узора. Стекло в этом случае становилось полупрозрачным, но приобретало живость, вызывая ассоциации с поблёскивающей, слегка волнующейся поверхностью воды. Некоторые типы фактуры сознательно применялись в витражах для передачи бегущей воды, прожилок листьев и цветов, коры или листвы деревьев. Полупросвечивающее, с разноцветными цветовыми пятнами и разводами опаловые стёкла-каждое-миниатюрная цветомузыкальная пьеса. Художники охотно использовали такие стёкла для изображения нежно пульсирующих в цвете лепестков цветов или плодов, стеблей вьющихся растений, стволов деревьев. Иногда, в стеклянных "полотнах", состоящих из искусно подобранных кусочков сложноокрашенного опалового стекла отдельные стёкла воплощали целые предметы, а внутреннее богатство каждого такого кусочка моделировало игру света и тени на изображаемой форме. В этом можно усмотреть попытки петербургских мастеров привить в нашем городе ветвь американской школы художественного стекла Л. К. Тиффани и Д. Ла Фаржа. Изображение становилось объёмным за счёт многообразия фактур и неоднородности в окраске стёкол.

       В качестве декоративных вставок в наборных витражах в некоторых случаях применяли толстые бесцветные стёкла со снятыми по периметру фасками, так называемые "фацетные". Это своеобразные призмы, иногда очень сложных криволинейных форм. Свет в таких призмах раскрывается многоцветным веером, изумляя человека своей праздничностью. Фацетные стёкла нашли себе и самостоятельное применение-ими часто украшали тамбуры входных дверей и сами двери, дверцы шкафов и буфетов. В виде вставок использовались и куски грубо-колотого стекла, под стать глыбам хрусталя или драгоценным камням.

       Одновременно с мозаичной техникой, конечно развивалась и стекольная живопись, живопись не стареющая как в духовном смысле, так и в буквальном, физическом, ибо после нанесения рисунка (специальными силикатными красками) и обжига краска вплавляется в расписанное стекло, составляя с ним единое целое. Но и здесь проявлялись черты времени-живопись на стекле стала более плакатной, лаконичной, линия-струящейся, в сюжетах преобладали женские образы, образы природы, встречается тематика популярных в то время славянских и скандинавских мифов.

       По-прежнему, как и в XIX веке, оконные и дверные проёмы украшались тонким благородным остеклением, выполненным в технике травления. От самой техники веяло чем-то выверенно-классическим и может быть не случайно в сюжетах травлёных стёкол и в эпоху модерна часто встречались изображения античных ваз, стилизованных цветов, сдержанных тонких узоров. Однако и в этой технике появляются мотивы новаторские, "модернистские": в узорах-так свойственная всему искусству модерна изысканность извилистых линий, в изображениях флоры и фауны-черты особо ценимой в те времена японской графики. Рельефная поверхность травлёных стёкол придавала запечатлённым в стекле цветкам, листве камыша, птицам и рыбам объёмность; прозрачный, крупный бутон цветка с рассыпанными в толще пузырьками словно окроплён росой, его хочется потрогать, подержать в ладонях.

       Кажется, что световые струи в глубинах такого прозрачного цветка и являются его жизненными соками. Да так оно и есть на самом деле-ведь сад витражей просыпается вместе с восходящем солнцем и засыпает-с его заходом.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грандиозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только Луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много чудесного видит Земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чудную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

"Жираф". Н. С. Гумилёв. 1907.

 

       Абзацы в кавычках, а также следующий сразу за ними абзац цитируются из реферата по эстетике Е. Ю. Иванова "Сила воздействия живописи петербургского витража на человека". Группа Ст-41, СПГХПА. Май 1993.

       Выдержки из эссе, переведённые на английский язык опубликованы в газете "Newa News" February 1996, p. 11.

       Историческая часть, следовавшая за эссе здесь не публикуется.

 

© Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов, 20/08/1993 г.

Сайт создан в системе uCoz