К ссылкам      На главную страницу      Список литературы

Недвижимость Петербурга

10 февраля 1997 г. №5(173) с. 13.

АРХИТЕКТУРА

ВИТРАЖИ

Петербургские витражи: летопись утрат

Конец стеклянного чуда начался с бумаги. "Согласно постановлению коллегии по делам искусства и художественной промышленности, в государственных трудовых учебных мастерских декоративных искусств (бывшем училище барона Штиглица) упразднены..." следует скорбный список кафедр и мастерских, которые не ко двору пришлись новой власти.

Живопись по стеклу, эта "принадлежность буржуазного быта", в 1918 году оказалась не просто чем-то второстепенным, но и идеологически вредным. В первую очередь досталось витражам церковным. Если их не разбивали известным оружием пролетариата и не взрывали вместе с храмами, то, в лучшем случае, свозили в Музей отживающего культа.

 

Огонь по церквям...

Погибли витражи энтузиаста живописи по стеклу второй половины XIX века Владимира Дмитриевича Сверчкова, созданные для церкви Христа Спасителя при Евангелической больнице и немецкой лютеранской церкви Святой Марии. Не менее печальная участь постигла работы известного рижского мастера Эрнста Фридриха Тоде: витражи Реформатской церкви, костёла Святой Екатерины и запрестольный образ "Моление о чаше", исполненный по картине Фёдора Бруни для церкви Святых Захария и Елизаветы кавалергардского полка. Не пощадила эпоха и храм искусств. В первые послереволюционные годы были разрушены три огромных аллегорических витража "Живопись", "Архитектура", "Скульптура", выполненные в мастерской Сверчкова под Мюнхеном для аванзала Академии художеств.

 

...и огонь по городу

В 30-х годах зашиты, затем демонтированы и утрачены витражи из дома торгового товарищества братьев Елисеевых на Невском, где ныне размещается театр комедии.

И всё-таки в предвоенные годы, по воспоминаниям пожилых ленинградцев, витражи ещё сохранялись во многих старых жилых домах.

Перечень военных утрат установить трудно. Вот наиболее значительное из известного нам. Погиб во время оккупации Гатчины витраж середины XIX века работы придворного живописца Александра Перница из церкви в Кухонном каре Гатчинского дворца. От взрыва бомбы во дворе бывшего Александровского женского приюта на Васильевском острове в большом окне парадной лестницы разлетелся на мелкие осколки витраж с изображением Богоматери работы мастерской Макса Кноха. В городских руинах послевоенные ленинградские мальчишки отыскивали цветные стёклышки для своих игр.

 

От рук мародёров

И всё-таки ни блокадные обстрелы, ни бомбёжки не причинили витражам столько вреда, сколько сделали мы, горожане, за последние тридцать лет.

1987. Подростками ради забавы разбит витражный плафон в доме Елисеевых на Мойке, 59.

1992. В доме 65 по Большому проспекту Петроградской стороны, где есть старинный лифт, при установке нового внешнего лифта выставлены вместе с рамами огромные геометрические витражи и увезены неизвестном направлении. Всё это на глазах ГИОП.

1993—1994. При капитальном ремонте общежития Инженерно-строительного института на Серпуховской улице витражи демонтированы и вывезены в главное здание института, где хранились в закрытом дворе. Похищены. Напомним, что это учебное заведение, ныне—академия, в прошлом—знаменитый Институт гражданских инженеров, воспитавший в начале века целую плеяду талантливых и преданных городу архитекторов.

 

От рук реставраторов

В результате недавно проведённой реставрации в поликлинике на Фурштатской улице стёкла в старинных витражах трех лестничных окон, совсем неплохо сохранившиеся, вдруг оказались почти сплошь современными.

Несколько лет назад из дома 79 по Большому проспекту Петроградской стороны, идущего на капитальный ремонт, был вывезен уникальный расписной витраж по мотивам картины английского художника Вотерхауза. Шедевр европейского значения, а для нашего города—чудом сохранившийся раритет, он был спасён самоотверженной сотрудницей ГИОП Татьяной Михайловной Шульгиной и передан в музей Мухинского училища на временное хранение, но обрёл там вечный покой: разбит музейными работниками прошлой весной. По неосторожности.

В целом за последние три-четыре года отмечены утраты и повреждения витражей по сорока адресам, а 33 сюжета погибли безвозвратно.

В наши дни витражи снова начинают "любить", и именно поэтому они чаще всего становятся вожделенными предметами грабежей. За особенно выразительными и сохранными сюжетами идёт настоящая охота. Искромсанные, они найдут свой, может быть, не последний, приют в каком-нибудь чужеродном интерьере, где станут не столько украшением, сколько бельмом.

Прозрачные полотна витражей практически неподвластны действию времени, но во все времена беззащитны перед варварством.

Евгений Иванов

Константин Севастьянов

Подписи под двумя фотографиями, выполненными Константином Севастьяновым: 1. Фацетное остекление тамбура входной двери в доме 20 по Лахтинской улице. Арх. К. Рошефор, 1909. Витражи исчезли осенью 1993 года. 2. Витраж на лестнице в доме 9 по Садовой улице. Бывший отель "Дагмар", арх. В. Некора, 1877. Цепь сопоставлений, проведённых авторами, позволяет предположить, что этот витраж изготовлен фирмой "Макс Франк и К" в 1905—06 годах. Исчез в промежутке между июлем 1993 и февралём 1994.

 

 

 

Недвижимость Петербурга

11 марта 1997 г. №9(177) с. 17.

АРХИТЕКТУРА

ВИТРАЖИ

Светлые странники

В прошлый раз мы рассказали о витражах безвозвратно утраченных (см. "НП" №5/97). Есть ещё одна форма утрат, когда витраж, изъятый из родного дома, куда-то перемещается, идёт по рукам, обречён странствовать.

Витраж из Александровского дворца в Царском селе ныне хранится в Павловском музее-заповеднике.

Судьба странников постигла три витража из Петришуле, в частности, "Рождество" берлинской работы (1871 г.).

В музей отжившего культа отправился в 1925 году полуразбитый витраж с изображением св. Александры из больничной церкви на Надеждинской, 12 (ныне институт нейрохирургии им. Поленова), выполненный в середине XIX века живописцем Александром Перницем и пожертвованный церкви императором.

Богоматерь из крестильни Клинического повивального института (ныне клиника им. Отта) покинула родную обитель предположительно в 30-х годах. В первые послевоенные годы для неё открылись двери нового странноприимного дома,—церкви Божией Матери Смоленской (закрыта в 1940 г., возобновила службу в 1947). Витраж изготовлен знаменитой петербургской фирмой "М. Франк и К о.". А в крестильне института им. Отта теперь современный витраж, созданный по мотивам прежнего.

Кажется, с 1950-х годов "топчутся" около родных окон, а точнее пылятся за органом 15 огромных англиканских святых—расписные витражи Англиканской церкви.

 

Приют для беспризорных витражей

Много лет собирает бедствующие витражи Музей истории Петербурга. Сюда на временное хранение попадают аварийные полотна из стекла и витражи из домов, подлежащих капремонту. Так попали сюда "цветные окна" домов по адресам: 7-я Советская, 4, Большая Пушкарская, 13, Чайковского, 38, Фурштатская, 60, Большой пр. П. С., 63, Каменноостровский, 6 и 43 и др. Как годами немытые беспризорники, они отмываются здесь, приводятся в относительный порядок, иногда реставрируются. Отдельные витражи из этой коллекции время от времени выставляются для всеобщего обозрения, как это было с наборной картиной, изображающей прекрасные ирисы и вьющиеся побеги (Подольская, 16) или с расписным витражом "Аллегория живописи". (ул. Марата, 7).

Но всё-таки мир витража в музее резко сужается. Постоянной средой обитания этого светолюбивого произведения искусства становится узкая тёмная щель стеллажа.

 

Гибельные "тонкости"

Процесс перемещения витражей в музеи всегда был непростым. Инспекция по охране памятников стоит на страже живого города, и всегда неохотно давала разрешения на демонтаж. Однако, иногда причиной проволочек была не забота о городе, а узковедомственные "тонкости". Для аварийных витражей последствия такой практики оборачивались гибелью. Не имея своего хранилища, ГИОП в конце концов вынуждена была давать "добро" на вывоз, а вывозить уже оказывалось нечего.

В 1993 г. группа энтузиастов в течение полугода добивалась разрешения на передачу ряда гибнущих витражей в Музей декоративно-прикладного искусства барона Штиглица. Задумывалось это как альтернатива чисто музейному хранению, ибо предполагалось, что собранные осколки будут постоянно работать, по-новому участвовать в жизни, послужат пособием молодым художникам-стекольщикам Мухинского училища и, может быть, будут отреставрированы ими в ходе учёбы. При поддержке фонда спасения Петербурга, НПО "Реставратор", Петербургского отделения фонда культуры получить такое разрешение в конце концов удалось. Правда, за это время один из заявленных витражей, из дома 20 по Лахтинской улице, был уже украден. Однако, затея закончилась, едва начавшись. Уже первые, наиболее сохранившиеся витражи, доставленные под контролем ГИОП в музей училища, были приняты на временное хранение с огромной неохотой, и от дальнейших поступлений музей отказался, хотя предварительно дал официальное согласие. Логика прихотливо-декоративная, а не прикладная.

Выручил Музей истории города, забравший оставшееся, но пока суд да дело, витражи на углу Аптекарского проспекта и улицы профессора Попова были окончательно разорены.

Некоторая польза от акции всё же получилась. КГИОП теперь куда оперативнее реагирует на критические ситуации.

Странствия петербургских витражей продолжаются. Во избежание краж Музей истории города готов брать из домов образцы. Недавно по такой схеме развивались события в одном из домов на Петроградской. На первом этаже был украден витраж, со второго—витраж вывез Музей истории города. Что-то ещё осталось в этом доме.

Вот так мир старых петербургских домов неумолимо заполняется гулкой бесцветной пустотой.

Евгений Иванов

Константин Севастьянов

В статье опубликована фотография витража с лилиями со второго яруса лестницы д. 63 по Большому пр. П.С. В статье опущено, что фото Е. Иванова.

 

 

 

Недвижимость Петербурга

28 апреля 1997 г.

АРХИТЕКТУРА

ВИТРАЖИ

Немного света в сумрачном городе

Предлагая последний очерк из цикла о петербургских витражах (см. №№5 и 9/97), редакция с удовлетворением отмечает, что публикация первых двух не осталась незамеченной.

Общественный научно-экспертный совет при Фонде спасения Петербурга посвятит этой теме своё очередное заседание. На прошлой неделе проблему сохранения витражей рассматривала секция архитектурного наследия Петербургского союза архитекторов.

За годы увлечения петербургскими витражами авторы поняли (а, ощущали это всегда, не сознавая), что настоящая красота не в них самих. Искусство витража в Петербурге не успело окрепнуть и стать самостоятельным: слишком короток был его век. Гениальным чудом творения стало само их появление в нашем пасмурном, изжёлта-сером, дождливо-туманном городе.

 

Экспонат—душа города

Отчаявшись говорят: вывезти до поры в музеи, дождаться лучших времён. Но разве мы не знаем этой банальной российской истины о постоянстве всего временного?

Представьте себе ряды витражей из старых петербургских домов в нишах музейного хранилища. Привыкнуть можно ко всему, но для петербуржца, который оказывается здесь впервые, такое место—кладбище. Вытаскивается витраж, начинаются нелепые поиски света, чтобы увидеть в нём что-то живое. Вот—удалось. Сказка. В консервной банке.

Спасибо музейщикам, они делают, что могут. Но любой музей естественно стремится к пополнению своей коллекции, даже если экспонатами становятся части живого города.

Объём утрат огромен. Кажется, вместе с витражом—хрупким и чистым цветным сверкающим чудом, вместе с керамикой, лепниной, художественным металлом, вместе со всем, что составляет внутренний мир старого петербургского дома, исчезает—уже исчезла—и его душа...

Стряхнём наваждение, посмотрим на вещи спокойнее.

Краеведами установлено более 300 адресов старого города, где ещё сохраняются витражи эпохи модерн. Большинство из них полуразрушено, но и там, где они надёжно защищены (а таких адресов около 60), есть проблемы, хотя и не такие тяжкие.

 

Возрождение витража

На стихийные попытки имитации витражей можно натолкнуться даже в безликих "спальных" кварталах. Как будто сам город сопротивляется наступлению бесцветной пустоты.

Несмотря на трудности, витражное искусство Петербурга развивается. Всё больше в городе современных витражных мастерских, всё больше витражных работ. Молодых художников по стеклу продолжает готовить училище барона Штиглица. Под эгидой кафедры керамики и стекла СПГХПА недавно прошла уникальная для послереволюционной истории города выставка витражей, и кафедра стала местом нового творческого объединения художников по стеклу. На очереди создание в Петербурге Центра витража, где могли бы накапливаться данные о старых и новых картинах из стекла, проходить выставки, семинары и конференции.

Пусть не так быстро, как хотелось бы, но всё же идёт реставрация исторического стекла: в Ново-Михайловском и Юсуповском дворцах, Военно-исторической библиотеке Главного штаба, в доходном доме Муяки архитектора Хренова на углу Ковенского переулка и улицы Восстания. Витражи эпохи модерна становятся украшением новых банков и торговых домов. Всё больше новых витражей появляется в современных отелях и казино, ресторанах и частных апартаментах, и при этом они часто перекликаются по стилистике с витражами старыми.

 

Ода дворнику

А старые витражи в обычных жилых парадных погибают.

Глядя на это, с невольной горечью думаешь о классическом петербургском дворнике. Объявленная жилищно-коммунальная реформа даёт некоторую надежду на постепенное преодоление трудностей, связанных с возвращением в город настоящих ангелов-хранителей дворов и подъездов. Сейчас необходимо профессиональное историко-экономическое исследование славной когорты дворницкого воинства, которое стояло на страже порядка, когда Петербург был столицей державы. Пока реформа набирает обороты, власти могут сузить задачу: выявить круг домов, которые в первую очередь нуждаются в опёке дворника-хозяина, закрыть парадные с остатками архитектурного декора и приставить к ним местоблюстителя с метлой.

Инициативная группа по изучению и сохранению петербургских витражей имеет и некоторые более злободневные идеи. Суть одной из них: обратиться к жителям старых петербургских домов, в которых ещё уцелели витражи, с просьбой в случае попытки похищения или иной угрозы декоративным элементам подъезда и лестницы дать знать об этом КГИОП и милиции. Предполагается размножить текст обращения и распространить его через почтовые ящики.

Евгений Иванов

Константин Севастьянов

Мнение "НП"

Системы охраны исторического города от физического разрушения, порчи и разграбления не существует. Жилищно-коммунальная реформа пока сулит защиту только тем домам, жильцы которых по приватизации квартир создадут кондоминиумы. Это значит, что наиболее уязвимая рядовая застройка, не прошедшая капитального ремонта, надолго останется беззащитной. Между сферами деятельности КУГИ, КГИОП и РУВД по-прежнему остаётся огромное белое пятно. Какая-то из властных структур должна взять на себя инициативу: закрыть подъезды, назначить ответственных, проинструктировать коммунальные службы, помочь самоорганизации жильцов и объявить горожанам, куда надо обращаться, чтобы пресечь акты вандализма.

В статье опубликована фотография витража с гербом и ошибочно указано авторство К. Севастьянова. Фотография снята Е. Ивановым в квартире дома №30 по ул. Марата.

Сайт создан в системе uCoz