К ссылкам      На главную страницу      Список литературы

 

Витраж в парадном подъезде доходного дома.

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА ГОРОД СТРАНИЦА 13

22-28 июля 1994 года №2(2)

В нашем городе чудом сохранились витражи исполненные в стиле модерн

"И пред престолом море сткляно..."

Евгений Иванов, Константин Севастьянов- "Северная столица"

Когда смотришь на то, что осталось от петербургских витражей начала XX века - разбитых, пыльных, потрескавшихся, иногда вдруг кажется, что перед тобой разбитые иллюзии.

Фрагмент расписного витража из Англиканской церкви. Английская наб., 56.

Поэзия стекла

Витражи, исполняя роль обыкновенных оконных стёкол, способны в то же время поэтизировать обыденность. Окрашенные лучи света проникают в душу подобно музыке и, наверное, не случайно что время создания первых цветомузыкальных партитур А. Н. Скрябина ("Поэма огня", 1909-1910) почти совпадает с периодом необычайного распространения витражей.

Почти сто лет назад был высочайше утверждён Устав Северного Стекольно-промышленного общества: первого крупного стекольного предприятия в Петербурге, которое наряду с выпуском обыкновенного оконного и зеркального стекла, занималось и изготовлением витражей.

Начало волне увлечения витражами было дано ещё раньше, когда в 1888 году учредители Северного общества Эмиль Штуцман и Макс Франк, владея стекольной фирмой "М. Эрленбах и Ко., преемники", основали при ней небольшую витражную мастерскую.

Витраж в здании страхового общества "Россия". Б. Морская, 35.

Наборные витражи

Витражи, пришедшего в Петербург стиля модерн, заметно отличались от своих предшественников из века XIX-го. На пороге и в первые годы XX столетия особенное распространение получили витражи наборные, собранные из фрагментов стекла, окрашенного в толще.

Наборный витраж "Маки" на лестничной площадке.

Причудливо вырезанные цветные стёкла соединялись в единое целое при помощи спаянных между собой свинцовых жилок. Поверхности стекла придавалась разнообразная фактура: в петербургских витражах можно насчитать более двадцати её видов - звёздочки, всевозможные волны, чешуйки, квадратики, различные типы "кованой" фактуры.

Плоское стекло сочеталось с объёмными вставками - полусферическими, гранёными кусками грубо-колотого, будто глыбки колотого хрусталя, стекла.

Из утолщённых, со снятыми по периметру фасками стёкол, так называемых фацетных, собирались витражи во входных дверях, в дверцах шкафов и буфетов, в каминных экранах. Иногда фацетные стёкла использовались и в качестве декоративных вставок, часто также с какой-нибудь затейливой фактурой, например, с узором "мороз".

Заморские чудеса

Изобретённые в американских художественных студиях Л. К. Тиффани и Дж. Ла Фаржа опаловые или, по старому, "опалесцентные" стёкла: полупрозрачные, мерцающие, переливающиеся словно перламутр, нашли широкое применение и в Петербурге. Меняется естественное освещение - пульсируют в стволах и ветвях деревьев жизненные соки, трепещут листья, плещется вода...

Опаловые стёкла в лепестках цветка. Фрагмент витража из дома №61 по ул. Чайковского. Утрачен.

Одновременно с мозаичной техникой развивалась и стекольная живопись - живопись на стекле специальными красками. После нанесения рисунка и обжига краска вплавляется в расписанное стекло и уже составляет с ним единое целое.

Здесь тоже сказались черты времени - живопись на стекле стала более плакатной, лаконичной, линия струящейся, в сюжетах преобладали женские образы, образы природы, элементы популярной в то время славянской и западно-европейской мифологии.

Витраж "Вакханалия" из особняка А. Ф. Кельха. Чайковского, 28. Э. Ф. Тоде, Рига. 1898.

"Самая явная улыбка материи"

По-прежнему, как и в XIX веке оконные и дверные проёмы украшались тонким благородным остеклением, выполненным в технике травление. Глубокое травление придавало запечатлённым в стекле цветкам, листьям, птицам и рыбам рельеф, даже объём: прозрачный, крупный бутон цветка, исполненный таким способом словно омыт росой, его хочется потрогать, подержать в ладонях.

Цветы, независимо от технического воплощения, были излюбленным сюжетом витражей стиля модерн, недаром сам стиль иногда называли "цветочным". Ведь цветы, по выражению Метерлинка - "...самая явная улыбка материи, самое трогательное стремление этой материи к счастью и красоте...".

Неисчислимые маки и ирисы, тюльпаны и розы, кувшинки и лилии, цветы реальные и фантастические... Образы природы осуществлялись в сюжетах витражей этого времени в солнечных лугах и холмах, водопадах и прудах, старинных мостах и мельницах, в облаках и солнечных лучах.

Фрагмент витража из опаловых стёкол.

 

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА ГОРОД СТРАНИЦА 11

28 июля-5 августа 1994 года №3(3)

Немного о петербургских витражах

"И пред престолом море сткляно..."

Евгений Иванов, Константин Севастьянов- "Северная столица" (Продолжение, начало в №2)

Популярность витражей в Петербурге начала XX века была невероятной: достаточно сказать, что одно Северное стекольно-промышленное общество к 1908 году производило до 20 тыс. кв. м цветного стекла в год.

Витраж в подъезде жилого дома.

В начале века

К фирмам-пионерам, таким как Северное общество или торговый дом Бр. Оффенбахер (впоследствии- "Витье и Пальм"), одно за другим присоединялись новые предприятия.

Уже к концу 1900 года хорошо себя зарекомендовала витражная мастерская "М. Кнох и К", к числу крупных исполненных работ которой относились витраж для Александровского женского приюта на Васильевском острове (витраж погиб от взрыва бомбы во время блокады), витражи для Александро-Невского собора в Ревеле и церкви Русской больницы в Константинополе.

В 1900-х годах деятельность этой мастерской была отмечена медалью министерства финансов "За трудолюбие и искусство". Художественное ателье Э. З. Вагнера (декоративные стеклянные потолки) и зеркальная фабрика Л. Г. Безбородко, мастерские А. Ш. Аноховича, Адольфа Ринуса и братьев Мюллер, представительство русских и иностранных фирм М. А. Долгополова и Торговый дом "Д. Руссов, П. Константинов и К"-вот далеко не полный перечень петербургских предприятий, занимавшихся изготовлением и продажей различных видов витражей в первые годы нового века.

Витраж в подъезде.

Витраж в буфете

В 1911 году возникло второе в Петербурге крупное стекольное объединение, уделявшее большое внимание художественному остеклению построек-Санкт-Петербургское акционерное стекольно-промышленное общество.

К списку стекольных заведений следует добавить и мебельные: знаменитая мебельная фабрика Ф. Ф. Мельцера и мастерская Х. Б. Розенберга активно украшали свою продукцию (Разнообразные шкафы, горки, буфеты, ширмы) витражными композициями. Малыми витражными формами занималась и старейшая в Петербурге зеркальная фабрика К. Ф. Любимова. Здесь делали витражные каминные экраны.

Петербургские витражи быстро завоевали международное признание: "Grand Prix" и Большую Золотую медаль на Всемирной парижской художественно-промышленной выставке 1900 года получили витражи Северного стекольно-промышленного общества (до 1911 года продукция этого общества клеймилась маркой комиссионера предприятия-Торгового дома "М. Франкъ и Ко."); эта же фирма и целый ряд других стали призёрами Международной строительно-художественной выставки 1908 г. в Петербурге.

Становление опыта

Витражное искусство возникло в Петербурге не на пустом месте: известны петербургские художники, работавшие в технике стекольной живописи ещё в XIX веке. Среди них - мастер Императорского стекольного завода П. С. Васильев, придворный живописец А. Ф. Перниц, живописец на стекле В. Д. Сверчков, некоторые другие.

Становлению петербургской школы серьёзно способствовал иностранный опыт: как художественный, так и технологический. Оборудование лучших стекольных заводов было немецкое или бельгийское, технологи также были иностранцами.

Поначалу цветное стекло ввозилось. Впоследствии его производство было налажено и у нас и даже экспортировалось в балканские страны и Персию, но главные компоненты его изготовления-окиси металлов, придающие стеклу окраску, -поступали из-за границы вплоть до Первой Мировой войны.

Иногда витражи целиком заказывались за рубежом: в городе имелись представительства Тирольского стеклопромышленного завода в Инсбруке, королевского баварского художественного заведения Цеттлера в Мюнхене. И в сюжетах петербургских витражей рубежа веков мы находим мотивы рисунков целого ряда иностранных художников: А. Мухи, Дж. В. Вотерхауза, В. Мевеса, Х. Хагена.

Геральдический витраж. Комбинированная техника (роспись, травление, набор).

Рижанин из Парголовo

Заметным явлением витражного дела стало творчество замечательного рижского мастера Э. Ф. Тоде. Эрнст Фридрих Тоде родился 28 мая 1858 года в Парголово под Петербургом. После учёбы в Германии он в 1895 году открыл в Риге витражную мастерскую.

В 1900 г. на Международной выставке керамических изделий в Петербурге он получает "Grand Prix" за "живопись по стеклу и эскизы". Ещё одним крупным успехом Э. Тоде стала Большая Золотая медаль на международной строительно-художественной выставке в Петербурге в 1908г.

Расписной витраж в особняке А. Ф. Кельха. Э. Ф. Тоде, Рига.

Среди его работ для российской столицы-окно алтаря католической церкви Св. Екатерины, окно для реформатской церкви, алтарное окно церкви Св. Захария и Елисаветы (церкви Кавалергардского Императрицы Марии Фёдоровны полка). Сюжет витража-библейское "Моление о чаше".

В оформлении этой церкви, построенной по проекту Л. Н. Бенуа (сооружена в 1896-1899 гг.-снесена в 1948), принимал участие М. В. Нестеров, автор мозаичных икон в интерьере; утварь изготовила ювелирная фирма Фаберже. Сохранились почти в первозданном виде и стоят на своих местах витражи Тоде в особняках Е. И. Набоковой и А. Ф. Кельха.

Фрагмент подписного витража мастерской Э. Ф. Тоде из особняка Е. И. Набоковой.

Петербургская школа

В 1899 г. в Центральном училище технического рисования барона Штиглица открылся класс стекольной живописи, один из первых в России. Много сделал для становления образовательной витражной школы в Петербурге выпускник этого класса Карл Андреевич Бренцен. Закончив в 1903 г. училище Штиглица и пройдя стажировку во Франции, он вернулся в Петербург, где с 1907 г. уже сам вёл витражные классы в ЦУТР.

Известно увлечение витражами Николая Рериха. Ему приписывают эскизы некоторых витражей в доме страхового общества "Россия" на Б. Морской, где он совместно с П. К. Ваулиным исполнил майоликовое панно фасада. В запасниках Русского Музея хранились рисунки для витражей его руки, в основном на религиозные темы.

Фрагмент витража "Зимний пейзаж". Авторство приписывается Н. К. Рериху. Б. Морская, 35.

Витражами занимались и другие петербургские художники, в частности, витраж "Пётр I" для отмеченной призами экспозиции Торгового дома "М. Франкъ и Ко." на уже упомянутой Международной выставке 1908 г. выполнил Валентин Быстренин.

Осколки времени

В настоящее время витражи и травлёные стёкла можно встретить примерно в 300-х зданиях, но число более или менее сохранившихся невелико. Они находятся в основном в зданиях, занимаемых учреждениями.

Это бывшие особняки М. Г. Савиной на ул. Литераторов, 17 и М. В. Зива на Рижском пр., 29, дома ювелирной фирмы К. Г. Фаберже и страхового общества "Россия" (ул. Б. Морская, дд. 24 и 35а), уже упомянутые особняки Кельха на Сергиевской, 28 и Набоковой на Б. Морской, 47, всего около 50 адресов.

В жилых домах почти все витражи разрушены и сохранились лишь в верхних частях окон.

В работе над темой использованы публикации Е. Минухина, А. Зориной, Б. Кирикова.

 

NEWA NEWS THE UNKNOWN CITY February 1996 p. 11

 

The world of stained glass

Grey, rainy, northern Saint Petersburg harbours a yearning towards the passionate South. This dream of a more vivid and vibrant life was possibly implanted by the city's founder Peter I; the Palmyra of the North, a paradise on the grey banks of the Newa... This was never so powerfully expressed as at the turn of the century. Colourful majolica and mosaic panels decorated the facades and inner walls of courtyards; the rich embellished the interior of their houses with painted relief work and murals, elegantly tiled floors and fireplaces enlivened by brilliant ceramic work. It was at this time that stained glass appeared in stairway, door, office and apartment windows.


Yevgeny Ivanov, Konstantin Sevastyanov

 

The world of stained glass alights at sunrise and dims again at sunset.

The first workgroup specializing in stained glass opened in 1988 under the auspices of "Erlenbach and Co".

In 1894 the owner Max Frank explained production and founded the "Northern Glass-Industry Society", which was to become one of the biggest producers of stained glass in the city.

The development of the art of stained glass went hand of hand with the development of architecture. Architects and clients alike fell in love with this emerging art form, and it was a feature of almost every building erected or re-designed at the time. Saint-Petersburg's own unique culture of light and colour, embodied in glass, appeared.

To begin with, the art of stained glass was based upon the experience of German and French masters. By the turn of the century demand was such, that in 1899 a course in glass painting was initiated at the Baron of Stieglitz Central College of technical drawing, in order to produce Russian craftsmen.

Витраж в кухонном окне жилой квартиры. Начало XX века.

Artists at this time preferred a composite picture, compiled of fragments of smoothed glass. The fragments formed a single whole, held together by lead filament. The web of lead threads not only prevented the colours of the glass from mixing, but also formed its own unique pattern with its own unique allusions. The glass used was by no means always uniformly level, and the relief of a window varied considerably; from gentle waves of glass to rough seas. The glass seems to live like sparkling, restless water. Different glass textures were employed to convey the sense of water, the veins of flowers and leaves and the bark and branches of trees. This use of texture by Petersburg's masters echoed the work of American glass specialists at Tiffany's and La Farge.

As the art of the mosaic developed, so did the art of stained glass. Repeated painting and firing did not detract from the artistry of the latter because the paint would harmonize and merge with the original design of the glass.

The artistry of the stained glass itself was further complimented by etchings. These often depicted ancient vases, stylized flowers, patterns, occasionally more contemporary motifs and even features of Japanese drawing.

By 1900 Saint-Petersburg stained glass had received international recognition; that year the work of Max Frank was awarded the Grand Prix and a gold medal at the international exhibition of "Art in industry" in Paris. His firm was again awarded the highest honour (a gold medal) in 1908 at the exhibition of "Art in building", held in Petersburg.

Витраж Св. Пётр из Англиканской церкви. Английская наб., 56.

Nikolai Roerich's passion for stained glass is well known. Many scholars believe that the initial drawings in the window at Bolshaya Morskaya 35a (now home to the insurancecompany "Pоссия") are his work. Roerich certainly made sketches for stained glass windows on religious themes.

There is a magnificent window, depicting the Virgin Mary in the church of "Our lady of Smolensk" on Vasilievsky Island.

Artists from other cities in Russia's Empire were also commissioned to fulfill Saint-Petersburg's orders. Among them was Ernst Friedrich Tode of Riga, whose work has survived in the houses of Y. I. Nabokov (Bolshaya Morskaya 47) and A. F. Kelch (Tchaikovsky 28).

The workof foreign masters was also represented in Saint-Petersburg; most notably pieces from the Tyrolian glass factory in Innsbruck and the Bavarian Zegler company.

It is worth nothing that, in addition to insuring property, the insurance company "Россия" also offers insurance against the "damage or breaking of any form of glass or mirror".

Наборный витраж фирмы "М. Франкъ и Ко." в особняке М. В. Зива. 1905-1908.

Today you can see stained glass windows and etching from the turn of the century in 350 buildings throughout the city; in the former houses of M. G. Savina on Literatorov street 17, M. V. Ziv on Rizhsky Prospect 29 and on the premises of the jewelers Faberge at Bolshaya Morskaya 24. In some places the windows have been restored, in others nothing but a dusty outline remains, the lead imprinted on colourless glass like the fossilized imprint of a fern.

 Фрагмент витража из коммунальной квартиры.

Refiring the love of glass


Yevgeny Ivanov, artist


"The lions of the sun", the Saint-Petersburg stained glass workshop will soon be celebrating its 15 year anniversary. The work of these Petersburg craftsmen adorns offices, banks, museums, and nurseries throughout the city.

 

Their stained glass can also be seen in Viborg, Archangelsk and the Polish city of Yaroslav.

The "young lions" at the workshop speak of the natural radiance and incandescence of glass.

The artist Sergey Sultanovsky founded the workshop, whose principal craftsmen are Vadim Lebedev, Natalia Entelis and the autor.

The workshop subscribes to the classical technique, whereby the glass is soldered into place. The composition of a stained glass panel is a multi-stage process. First the artist makes a sketch, then a scale model from cardboard. Next he prepares paper templates according to which the glass is cut. On a specially illuminated table the fragments of glass are then mounted in a lead or brass skeleton. The joints of this skeleton are then soldered. Initially, if necessary, the glass can be coated with a silicate paint, which permeates the glass as a result of firing in a kiln.

According to Sultanovsky, we do not yet have at our disposal as broad a range of coloured glass as the stained glass makers in Petersburg at the turn of the century.

The images depicted in glass by the "Lions of the sun" are diverse. They range from a bouquet of flowers in a vase, to the spires of Petersburg houses, from signs of the zodiac to contemporary abstract compositions. The subject is often determined by the client.

The "Lions of the Sun" workshop has the experience and desire to produce stained glass of the highest quolity. We want to revive the popularity that it once enjoyed in Russia and especially Saint-Petersburg. Today we must piece together all the available information about Petersburg stained glass makers. Let Petersburg once again be the stained glass capital of the world, a kalaidescope of brilliant windows.

Фрагмент витража фирмы "М. Франкъ и Ко." в особняке В. А. Тряничева (Н. Н. Башкирова). Кирилловская, 4. 1905-1906.  


Связь с автором сайта: E-mail: eugene888@mail.spbnit.ru Tel.: (812)5586378.

 

Сайт создан в системе uCoz