К ссылкам На главную страницу Список литературы
Петербуржцы и наши читателизнают, что в прошлом Церковный зал, принимавший нынче гостей Генерального Синода, выглядел иначе. Неотъемлемой частью интерьера были роскошные витражи, сегодня утерянные, как и прочие сокровища Петрикирхе. Редакция обратилась к специалистам с просьбой вернуть их нам в своём рассказе.
Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов
Витражи
Петрикирхе
Вероятно, город Св. Петра, город хранителя ключей от рая таким и должен быть—неуютным, изжёлто-серым, тоскливо-дождливым. Тем глубже хранится в его каменной душе ностальгия по противоположному.
В этом смысле, сияющий прозрачными солнечными лучами витраж—не просто выразительная, одна из многих архитектурная и историческая деталь. В Санкт-Петербурге витраж становится символом городской мечты.
Возможно поэтому витраж так органичен в Петербурге, так востребован им.
Не случайно и само появление витражного искусства на берегах Невы. "Окно в Европу" не могло не стать витражным, Петербург с рождения был отзывчив к тому, что происходило в культуре Запада. И когда во 2-й половине
XVIII столетия искусство витража обрело в западной Европе новую жизнь, оно, с некоторой задержкой, проникло и в Петербург.Вошедшие в современный краеведческий обиход сведения о витражах церкви Ап. Петра отличаются неполнотой, а порой серьёзными неточностями. Между тем витражи церкви Ап. Петра давно и достаточно тщательно описаны в издании посвящённом 200-летнему юбилею церкви, вышедшем в Петербурге в 1910 г. на немецком языке.
История их такова. В 1964 г. два члена церковного Совета Ад. Фр. Юнкер и Николай Штанге заказали нюрнбергскому художнику-витражисту Штефану Келльнеру парные витражи по мотивам известных работ А. Дюрера: "Св. Пётр и Св. Иоанн" и "Св. Марк и Св. Павел".
Первоначально эти произведения были установлены в высоких с полуциркульными завершениями окнах по сторонам от органа, выходящих на южный парадный фасад. Несколько позднее, в 1866 г., по желанию донаторов эти витражи были перемещены вниз, в окна слева и справа от главного входа. На освободившиеся места были установлены другие работы: слева от органа—"Моисей в пустыне со змием", справа—"Иисус на масличной горе", исполненные по заказу тех же Юнкера и Штанге тем же мастером. Штефан (Иоганн Штефан) Келльнер (1812—1867) представитель прославленного семейства нюрнбергских художников-витражистов. В том же 1866 г. церковь получила в дар ещё один витраж, на этот раз на тему "Иисус проповедует ученикам" (Мф 28:16-19). Видимо по желанию дарителя, члена церковного Совета Вильгельма Пеля,
витраж украшала соответствующая надпись, разумеется на немецком языке: "Идите и учите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа". Этот витраж был установлен в третьем окне на стороне кафедры. Наконец, в 1871 г. Павел Риттер, в память о своём отце Роберте Риттере. члене Совета кирхи (1821—1839 гг.), заказал в Берлинском королевском институте живописи на стекле витраж с изображением Святого Семейства и коленопреклонённого перед Христом пастуха. Основной сюжет выполнил Г. Мартин, арабески Глински. Витраж обрёл своё место в храме напротив подаренного В. Пелем.Как известно, церковь Ап. Петра была закрыта в конце 1937 г., а в 1938 г. все предметы, представляющие художественную ценность, вывезены в Государственный Эрмитаж. В архиве которого нами обнаружен любопытный документ. Это акт Передачи (за №752 от 14 сентября 1938 г.) 6 повреждённых в деталях витражей из Музейного Фонда в Отдел Западноевропейского Искусства. Витражи обозначены в этом скупом документе, как витражные копии с картин Дюрера. Судя по размерам по крайней мере, двух из них (размеры 4-х из них не указаны) эти витражи вполне вписываются в упомянутые выше окна церкви Ап. Петра. Загадка этого документа и судьбы самих витражей главного лютеранского храма Петербурга ждёт своего разрешения.
На фото: фрагмент фотографии начала века К. Буллы с изображением витража "Иисус на масличной горе" (из ЦГАКФФД)
Лит.: Иванов Е. Ю., Севастьянов К. К. Витражи Петрикирхе.
Der Bote/ Вестник. №3/ 1999. С. 18—19.