К ссылкам      На главную страницу      Список литературы

УТРАЧЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ

Е. Ю. Иванов

К. К. Севастьянов

 

СПИСОК УТРАТ

петербургских витражей

(1917—1998)

 

 

Санкт-Петербург

1998

 

ББК 85.145.я2.

Авторы-составители:

Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов

 

Авторы выражают признательность фирме “Солнечный лев” за спонсорскую помощь, благодаря которой состоялось это издание.

 

© Е. Иванов, 1998

© К. Севастьянов, 1998

© Е. Иванов, К. Севастьянов, 1998: идея серии “Утраченный Петербург”

 

ISBN 5-7422-0050-1

 

 

ОТ АВТОРОВ

Вероятно, город хранителя ключей от рая таким и должен быть—неуютным, изжёлто-серым, тоскливо-дождливым. Тем глубже хранится в его каменной душе ностальгия по противоположному.

В этом смысле сияющий яркими солнечными красками витраж—не просто выразительная, одна из многих, архитектурная деталь. В Санкт-Петербурге витраж становится символом городской мечты.

Горожане, живущие в домах, где ещё сохранились витражи, почти не замечают их. В обыденном сознании они присутствуют где-то на периферии, “в уголке глаза”. Витражи не защищают от тягот, не помогают в решении жизненных проблем. Но с исчезновением этих привычных и уже повсюду искалеченных разноцветных стёкол в окнах приходит чувство пустоты. Неумолимое, как чувство утраченного детства. Пустоту мы пытаемся заполнить памятью.

Константин Севастьянов

 

 

Витраж уходит корнями в глубокое средневековье. Германия и Франция до сих пор спорят за первенство в изобретении этого вида искусства. Эпоха готики дала нам множество несравненных шедевров, украсивших европейские храмы, замки и дворцы. Девятнадцатый век ознаменован возрождением в Европе витражных производств, переосмыслением наследия прошлого, появлением витражных школ. В пору увлечения романтической готикой витраж становится всё более популярным и в Петербурге. Именно в XIX веке в Мюнхене заказывается для Исаакиевского собора грандиозный по размерам величественный витраж с изображением Спасителя. Тот же XIX век дал В. Д. Сверчкова—первого русского витражиста, который, закончив Академию Художеств в Петербурге и, пройдя стажировку в Германии, открыл собственную мастерскую в Шлейсгейме, близ Мюнхена. Первые же витражи появились в Петербурге уже в XVIII веке и были, вероятно, иностранного происхождения. Это не случайно, потому что многие архитекторы были приглашены из-за границы и украшали город по своей науке, так, как их учили в европейских школах. Большинство художников-витражистов и людей, занимавшихся стекольным бизнесом, также были иностранцами, в основном выходцами из Германии. Здесь всегда надо помнить об особом статусе Петербурга, который ещё своим отцом-основателем задумывался как европейский город, “окно в Европу”. Подлинный расцвет петербургского витражного искусства относится к рубежу XIX—XX веков и во многом связан с появлением нового, подчёркнуто-современного, синтетического стиля, в России получившего название “модерн”. Именно в это время витраж перестал выполнять только культовую функцию или быть предметом наслаждения знати. Демократичность этого вида искусства, широкое применение витража в разнообразных постройках—это завоевание века двадцатого.

Вся послереволюционная история петербургского витража—это, главным образом, летопись утрат. В большинстве случаев сохранившиеся образцы повреждены более чем на 60-70%. В первозданном виде сохранились лишь единицы. Темпы реставрации пока не могут сравниться с всё усиливающимся ростом разрушений.

Однако, публикация списка утрат—это не пассивное отслеживание процесса разрушения городских витражей,1 который в большой степени уже необратим, а попытка показать, каким был наш город в прежние времена. Попытка путём популяризации витражного искусства взглянуть в будущее и, возрождая интерес к изделиям из художественного стекла, способствовать возвращению чудесного, лучезарного искусства витража в наш город. В этом возвращении мы видим и преемственность поколений, и символический виток истории, вновь совпадающий с рубежом веков.

Евгений Иванов

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный адресный список утрат охватывает витражи, исполненные для города до 1917 года. Главным образом это витражи светские. Сведения о многих утраченных церковных витражах можно найти в 3-х томной историко-церковной энциклопедии В. В. Антонова и А. В. Кобака “Святыни Санкт-Петербурга”. В некоторых случаях наш список дополняет эти сведения, чем обусловлено появление в нём отдельных церковных адресов.

Информация упорядочена по алфавиту современных топонимов1 (предреволюционный вариант, при несовпадении с современным, указывается в скобках). Как правило, по этим адресам не осталось ни одного старого витража; частичные утраты вошли в список лишь в тех случаях, когда интерьер надёжно защищён от варварства и разграбления.

Мы назвали этот перечень списком утрат. Строго говоря, речь идёт о витражах не только безвозвратно утраченных, но и пропавших без вести: безымянно томящихся в темноте музейных хранилищ,2 попавших в частные руки или просто забытых в каком-нибудь пыльном углу. Мы будем счастливы, если они воскреснут для Петербурга.

Очевидно, приводимый перечень далеко не полон. Кроме того, он продолжает расти; в последние годы с всё увеличивающейся скоростью. И всё же мы решились на публикацию, ибо, как нам кажется, список известных нам утрат уже достиг того критического объёма, при котором заслуживает общественного внимания.

Список опирается на почти десятилетние натурные обследования всего города, проведённые авторами совместно с А. Б. Филипповым (при участии С. А. Квернадзе) в 1987—1997 годах; эта работа сопровождалась фотофиксацией. Некоторые фотографии будут впервые опубликованы в этом издании. Дополнительными источниками послужили литературные и архивные свидетельства начала XX века, а также исследования современных авторов. Важным подспорьем для формирования каталога явились свидетельства очевидцев, старых петербуржцев. К их воспоминаниям мы относились особенно внимательно, с бережностью и теплотой, но тщательно проверяли. Ценный дополнительный материал предоставили В. С. Васильковский, Н. П. Гук.

На фоне разворачивающейся картины утрат можно представить размах, с которым развивалось витражное искусство в Петербурге XIX—начала XX века, увидеть ужасающую динамику разрушений, что, возможно, поможет лучше осознать важность проблем спасения хрупких и беззащитных произведений декоративного искусства, созданных руками наших предков.

Мы надеемся, что создание списка утраченных петербургских витражей с кратким описанием их облика, публикацией фотографий, послужит базой для дальнейших исследований в этой области на фоне всё усиливающегося интереса к культуре XIX—начала XX века.

Многие годы работы мы ощущали деятельную поддержку С. Г. Васильева; в разное время нам помогали жители бывших доходных домов и коммунальных квартир, просто петербуржцы, неравнодушные к своему городу. Всем этим людям мы выражаем свою искреннюю благодарность.

 

СПИСОК УТРАТ

2-я Березовая аллея, 32—Боковая аллея, 14. Дача Е. К. Гаусвальд. 1898. Арх. Шене В. И. и Чагин В. И.

В 1918 году в этом доме разместилась 3-я детская колония им. А. В. Луначарского, один из воспитанников которой, Н. А. Бейнар, пишет: “...Высота окна в столовой была в два этажа, внутренняя рама которого отделана разноцветными стеклышками, изображавшими цветы с зелеными листочками в свинцовой тонкой окантовке. Конечно, эти красивые стекла не давали покоя детским рукам. Они выковыривались из свинцовой окантовки. Свинец шел на грузила к удочкам, а красивые круглые, разного цвета толстые стеклышки находили применение в какой-нибудь игре или на что-то обменивались...”. /1, c. 248/ В настоящее время витражей в особняке нет.

Большая аллея, 10. Дача Свиягина Н.С. 1905—1906. Арх. Крыжановский Д. А.

По независимым воспоминаниям нескольких петербуржцев в этом особняке еще в 1970-х можно было видеть фрагменты витража.

Большой пр. В. О., 49—51 — 14-я линия, 15—17. Здание Александровского женского приюта. 1897—1899. Арх. Шмидт К. К.

Витражи в здании Александровского женского приюта, учреждённого евангелическими приходами, имелись в нескольких местах: на лестничной площадке, в окнах над лестницей и в зале для конференций.

Особенно интересно окно на площадке парадной лестницы. Это большой расписной витраж, плотно насыщенный орнаментом. В центральной части стеклянной картины в фигурном картуше, сложном и изящном по силуэту, находится реалистичная живописная картина, выполненная стекольными красками с обжигом. На картине изображена молодая улыбающаяся женщина в белом переднике, купающая младенца. К сожалению, сложно судить о цвете витража, потому что сохранилась только чёрно-белая фотография. Орнамент фона уходит корнями в традицию готики и состоит из чередующихся розеток, решённых в контраст медальону условно и декоративно при помощи строго расчерченных правильных линий оправы и контурной росписи. Витражи в зале для конференций и на лестничной площадке сходны по орнаментике. Они выполнены на стекле, имеющем небольшую “кованую” фактуру, за исключением стёкол картуша. Для обогащения фактуры поверхности использованы рельефные вставки “кабошоны”, являющиеся узлами пересечения линий свинцовой оправы. В правом нижнем углу витража подпись: “Ф. К. Цеттлеръ, Мюнхенъ (по заказу(?)) С. М. Линднеръ СПб”. Остальное трудно разобрать. Какое-то отношение к витражам в этом здании имела витражная мастерская М. В. Кноха, публиковавшая адрес приюта в своих рекламных объявлениях. Возможно, эта работа была совместной, и М. Кнох исполнял сборку или частично роспись, или только какую то часть витражей, например, в зале для конференций.

Несложная геометрическая сетка витража присутствовала также и в более узких окнах парадной лестницы, над ступеньками.

Все витражи погибли. В частности, витраж с лестничной площадки был выбит ударной волной от разрыва вражеского снаряда или бомбы, во дворе здания во время блокады Ленинграда фашистскими войсками.

Угол Большого пр. П. С. и пр. Добролюбова (Александровского). Часовня Св. Александра Невского при соборе Св. Кн. Владимира. 1882. Арх. Ковригин Н. Н.

В начале 1998 года к нам в руки попал небольшой рисунок, выполненный в акварели лет пятьдесят назад Натальей Петровной Гук. Внимание сразу привлекла человеческая фигура, ясно прочитывающаяся в окне часовни. Был ли это свинцово-паечный витраж или холодная роспись по матовому стеклу, понять сложно. Но можно сказать с большой степенью уверенности о том, что в окне (окнах) были просвечивающие изображения. В пользу этого предположения нас склоняет обследование сложно профилированных, многосекционных рам. Рисунок Н. П. Гук является пока единственным свидетельством существования в окне часовни фигурного изображения.

Большой пр. П. С., 65. Доходный дом А. В. Виноградова. 1912—1913. Начат арх. Барановским А. Ф., завершён арх. Прокоповичем Н. Ф.

Выразительные наборные с элементами росписи витражи с геометрическим сюжетом украшали окна парадной лестницы. В сентябре 1992 года, несмотря на протесты общественности и УГИОП, демонтированы и вывезены в неизвестном направлении ПРЭО Петроградского района (в процессе работ по установке внешнего лифта).

Большой пр. П. С., 83—наб. реки Карповки, 6, кв. 67. Доходный дом А. Д. Барановской. 1911—1912. Арх. Вейс В. К.

Фрагментарное изображение витража сохранилось в семейном архиве жильцов и впервые публикуется в нашем издании. Стеклянное полотно выполнено в классической технике росписи с применением чёрной и жёлтой краски в орнаменте обрамления. Витраж является чистым творением периода историзма, несмотря на то, что дом построен в 1911 году (возможно, само произведение (или его картон) было изготовлено ранее). Иностранной работы (французский?). К сожалению, сохранилась только черно-белая фотография одной четвертой площади центральной части и две форточки в интерьере, но по воспоминаниям жильцов можно воссоздать более полную картину. По фотографии становится понятно, что витраж изображал аллегорию музыки, уже встречавшийся нам сюжет. На витраже очень искусно и реалистично в технике росписи изображены два пляшущих весёлых и пухлых мальчика в лёгких платьицах. Один играет на дудочке, другой размахивает гирляндой из полевых цветов. На головах у мальчиков такие же венки. В центре витража стоит девушка. На фотографии видна только часть её одежды, распущенные волосы и фрагмент руки. Рыжеволосая девушка небесной красоты играет на гитаре. На ней нежно-розовый платок. Можно представить, как розовые одежды сочетались с зелёной травой и яркими цветочными пятнами голубых, сиреневых или жёлтых цветков гирлянд или рыжие волосы с синевой неба. Витражное окно выходит на северо-запад и, по воспоминаниям жильцов, образ девушки, выделяющийся на тёмном фоне в сумраке белой ночи, словно оживал, пропитываясь ореолом таинственности в лучах тревожно мерцающего предзакатного солнца.

Бронницкая ул., 14-б. Доходный дом. 1905—1907. Арх. Котов Л. В.

Наборные витражи с растительным сюжетом украшали окна лестницы. Последние фрагменты (на 1-м ярусе) утрачены в интервале между началом 1995 и осенью 1996.

Наб. кан. Грибоедова (Екатерининского), 2-а. Церковь Воскресения Христова (Спас на Крови). 1883—1907. Арх. Парланд А. А., при участии архимандрита Игнатия (Малышева).

“Замечательны … окна над алтарем: стекла их слегка матовые, подобраны в цветах от более яркого синего наверху, через более бледный к белому внизу, так что, стоя в храме, всегда представляешь себе, что на улице ясный день и голубое небо”.,—писала об этом храме Е. А. Лебедева в рукописи 1916 года /2, c. 30—35/. Изготовлены Северным стекольно-промышленным обществом. /3, c. 58/ Утрачены.

Дворцовая наб., 26. Дворец Вел. Кн. Владимира Александровича. 1867—1873. Арх. Резанов А. И. При участии Шретера В. А., Гуна А. Л., Китнера И. С., Месмахера М. Е.

Витражи в главном корпусе дворца украшали парадный вход (здесь витраж сохранился до наших дней), Малую или Готическую столовую во втором этаже, а также дворцовую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Автор всех этих работ, исполненных в технике стекольной живописи и установленных во дворце в 1872 году /4/, В. Д. Сверчков. /5/

Три геральдических витража в Готической столовой представляли собой нарисованные знамена или просто шторы, висящие в центре окон на нарисованных карнизах, посредством колец, впрямь как настоящие. /6/ Плоскость занавеси, являющаяся фоном к гербу, была разбита косой сеткой так, что получались ромбы. Занавесь украшена тонко прописанными кистями, снизу свисающими с полотна. Композиция всех трёх витражей одинакова.

На центральной “шторе” был изображён великокняжеский герб. Под кистями на декоративной ленте надпись: “За веру и верность”. Занавеси каждого витража окружены сложным расписным орнаментом.

В левом витраже вместо великокняжеского герба изображена чёрная птица с мечом и щитом. Клюв её грозно раскрыт, перья растрёпаны, а хвост поднят кверху. На ленте в нижней части двух других витражей надпись: “Съ нами Богъ”.

На правом витраже изображён лев, держащий крест. В виньетках по периметру и на щите, помещённом в полуциркульной части рамы, вензель—“В”. Характер рисования всех фигур типичный для геральдических изображений.

В настоящее время можно лишь только догадываться о цветовом решении окон, так как сохранилась лишь чёрно-белая фотография.

Витражи исчезли из этого помещения ещё в 1911 году, когда готическое убранство было заменено отделкой в духе барокко. (Арх. Пронин А. С.) /5, с. 166/ Дальнейшая их судьба авторам неизвестна.

Утрачены и церковные витражи, заполнявшие верхний ряд окон двусветного храма, расположенного на третьем этаже на половине Великой Княгини /7, т. 2/, вероятно уже в послереволюционное время. Они заметны на фотографии, находящейся в ЦГАКФФД. /8/

В “Описи работ и вещей, оставшихся неисполненными”, составленной В. А. Шретером в конце 1872 года, упоминается также “… роспись на главной лестнице В. Д. Сверчковым среднего окна геральдической фигурой Варяга и двух боковых окон гризайлью… ”. /5, c. 67/ Эти работы так и не были осуществлены.

Дворцовая наб., 36. Зимний дворец. Витражи в некоторых интерьерах, оформленных Брюлловым А. П. после пожара 1837 года.

I. Парадная гостиная Вел. Княжон Ольги и Александры (Готический зал). Северо-западная часть дворца. Первый этаж.

Завершающим штрихом в готической отделке этого интерьера стали витражи. Они представляли собой цветные стёкла, обрамлённые по периметру росписью с изображением виноградных лоз и листьев и были вставлены во внутренние рамы зимних оконных переплётов. /9/ Сохранилась фотография К. Буллы, датированная 1914 годом, на которой со стороны набережной запечатлена интересующая нас часть дворца. /10/ На ней, в окнах дворца видны описанные витражи. В 1951 году отделка Готического зала была радикально изменена. /9/ Витражи не сохранились.

II. Мавританская (Арабская) ванная.

Этот небольшой интерьер с витражом восторженно описан в 1839 году А. Башуцким: “…сквозь расписанное в том же вкусе (мавританском, примеч. авт.) окно цветистый свет таинственно льётся в эту очарованную храмину. Против окна огромное зеркало, вторящее чудесный рисунок его… Взгляните отсюда—направо и налево на двух выступах стены, искусно устроенных для предложенной цели, утверждены зеркала, в них вся эта роскошная фантазия, отражаясь тысячи раз, тянется бесконечно с своим блеском, разноцветностью и игрой; глаз теряется в неизмеримой дали, взор побеждён: он не может уловить конца этой анфилады сводов и бесчисленной цепи цветистых окон…”. /11, с. 117/

Сохранилась акварель Э. П. Гау: “А. П. Брюллов. Ванная в мавританском стиле. 1870 г.”, /12; 13; 14/ на которой отчётливо виден нефигуративный витраж в сложном окне над печью.

В 1894—1896 отделку в мавританском вкусе сменило убранство в стиле модерн по проекту архитектора А. Ф. Красовского. /13, с. 97/ В настоящее время описанного витража в интерьерах дворца нет, судьба его авторам неизвестна.

Дворцовая пл., 10. Церковь Вмч. Георгия Победоносца при Главном и Генеральном штабе. 1889—1890. Перестройка арх. Иванова М. А.

“...В куполе алтаря восточную часть опоясывают пять круглых окон с нарисованными на стекле изображениями ангелов—работы одного из офицеров Штаба, художника А. Федюкина. Живопись на стеклах закалялась на Императорском стекольном заводе. Эти окна составили весьма ценное украшение церкви...” /15/. Церковь закрыта в 1917 году, а в 1926 разобрана /7, т.2/, судьба витражей авторам неизвестна. В настоящее время в здании Главного штаба, в помещении военно-исторической библиотеки (интерьеры 1911 г.) сохраняются два наборных витража с классицистическим сюжетом. Отреставрированы в 1993 году в мастерской “РВ”.

Загородный пр., 18. Ресторан Немчинского (товарищества “Слон”). 1908—1909. Автор интерьеров арх. Котович Н. И.

Наборный витраж с растительным сюжетом исчез во время капитального ремонта (после 1979, но не позднее 1992 года). В настоящее время в здании есть витраж современный, исполненный в мастерской “РВ”.

Загородный пр., 44—Звенигородская ул., 2. Доходный дом М. А. Стенбок-Фермор. 1902—1903. Арх. Шишко Л. П.

По воспоминаниям многих жителей дома ещё лет двадцать назад в окнах парадных подъездов можно было видеть остатки витражей растительной тематики.

Захарьевская ул., 22. Церковь Свв. Захария и Елизаветы Кавалергардского полка. 1897—1899. Арх. Бенуа Л. Н.

“...над горним местом большой запрестольный образ “Моление о чаше”, написан на стекле во все окно. Пожертвован В. А. Назаровым...”. /16, с. 371, 372/ Вероятно именно этот расписной витраж (по мотивам живописной работы Н. А. Бруни) упомянут в 1902 году в перечне исполненных работ рижской мастерской Э. Ф. Тоде. (“… die Altar Fenster fur die Kirche der Chevaliergarde zu Petersburg…”) /17/ Церковь снесена в 1948 году, судьба витража авторам неизвестна.

Казачий пер., 11. Доходный дом и народные бани Егорова Е. С. 1875—1876, 1882—1885 (Дом перестроен). Арх. Сюзор П. Ю.

Плафон в технике травления заметен на дореволюционном фотоснимке интерьера бани. /18, s. 165/ Утрачен вместе с интерьером.

Каменный остров. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Каменноост- ровском дворце. 1776—1778. Арх. Фельтен Ю. М.

Согласно /1, с. 51, 72/, упоминание о витражах этой церкви можно обнаружить в описи Каменноостровского дворца, составленной архитектурным помощником А. И. Ковалевым в 1801 г. Как и все первоначальное убранство храма, утрачены.

Наб. р. Карповки, 45—ул. Проф. Попова (Песочная), 36. Иоанновский женский монастырь. 1900—1903, 1907—1911. Арх. Никонов Н. Н.

“...Иконостасы темные дубовые, все убранство храма производит впечатление чистое, отрадное, особенно хороши по сторонам цветные окна, краски и узоры которых подобраны с изящным вкусом...” Так описан интерьер храма Двунадесяти Апостолов в третьем этаже монастыря в работе Е. А. Лебедевой. /2, с. 56/ По мнению В. В. Антонова и А. В. Кобака /7, т. 1/ “ в окнах находились витражи с изображением апостолов”. В настоящее время “цветных окон” в монастыре нет.

Кронверкский пр., 61—Гулярная ул., 28. Доходный дом Г. Г. фон Голи. 1902—1903. Арх. фон Голи Г. Г.

Ещё несколько десятков лет назад в окнах парадной лестницы в этом доме можно было любоваться изысканными по цвету подписными витражами фирмы “М. Франкъ и К° ”. На протяжении многих лет стеклянные полотна постепенно разбирались, бились, пока совсем не исчезли. В окнах до сих пор виднеются куски рваной свинцовой оправы, торчащие из углов рамы и осколки разнофактурного цветного стекла, закрашенные краской.

Колокольная ул., 11, кв. 5. Доходный дом Н. Н. Никонова. 1899—1900. Арх. Никонов Н. Н.

В квартире существовал не совсем привычный, если не единственный для Петербурга пример размещения витража при камине. Над каминной полкой сохранился портал с замковым камнем в виде картуша, в котором и находилась рама с витражом. Последний, к сожалению, утрачен. /19/

Лахтинская ул., 20. Доходный дом. 1909. Арх. Рошефор К. Н.

Витражи, изображавшие стилизованные цветы из цветного и бесцветного фацетного стекла в медной оплетке украшали тамбур входной двери. Похищены в октябре—ноябре 1993 года.

5-я линия, 16, правая часть. Женская гимназия Э. П. Шаффе. 1907. Арх. Шмидт К. К.

Трёхчастный наборный с элементами росписи витраж, изображающий танцующих гимназисток, находился в окне главной лестницы /20, с. 149/. В настоящее время отсутствует.

5-я линия, 60. Лечебница нервных и душевных болезней А. Э. Бари. 1905. Арх. Ниман К. И.

Наборный витраж с редким сюжетом: фонтан с масками львов. Изготовлен из богатого набора “опаловых” стекол, украшал окно дворового фасада (1-й ярус лестницы). “Вид на фонтан” в этом окне исчез в 1995 году. С клиникой Бари связаны последние трагические годы жизни Михаила Врубеля (1906—1910), одного из крупнейших русских художников эпохи модерн, кому было близко искусство витража в самой его сути. Особенно если говорить о витраже наборном.1 Однако, вряд ли Врубелю довелось любоваться описанным окном. На момент поступления в клинику он уже практически ослеп.

7-я линия В. О., 62-а, кв. 8. Доходный дом. 1880. Арх. Беккер Н. Ф.

По воспоминаниям заслуженного деятеля искусств, кандидата архитектуры, профессора В. С. Васильковского в дверях квартиры, принадлежащей зубному врачу М. И. Вериго-Туберо-зовой, ещё до войны существовал небольшой расписной витраж, изображавший мужчину, держащего в руках блюдо с фруктами. Дверь находилась как раз напротив скамейки, на которой обычно сидели пациенты, ожидавшие очереди к врачу. Много раз, бывая в этой квартире (ещё и потому, что мать Владимира Сергеевича была подругой М. И. Вериго-Туберозовой) В. С. Васильковский хорошо запомнил этот витраж. К сожалению, дом побывал на капитальном ремонте и дальнейшая судьба уникального витража неизвестна.

21-я линия В. О., 8-а. Особняк А. Л. Франка. 1898—1900. Арх. Шауб В. В.

В ЦГАКФФД сохранились фотографии, запечатлевшие убранство комнат в особняке купца I гильдии А. Л. Франка (брата М. Л. Франка) сыгравшего большую роль в развитии стекольно-витражного производства в Петербурге. /21/ Снимки сделаны около 1914 года. На фотографиях жилых комнат и ванной видны витражи, выполненные из цветного, в основном опалового стекла, с элементами росписи и применением фактурных вставок.

Самый крупный из них—витраж в кабинете, изображавший пять собирающих яблоки девушек. Они в белых одеяниях и с распущенными волосами, у них в руках и рядом с ними корзины. Над деревьями восходит солнце с расходящимися лучами. Наверняка настоящее утреннее солнце появлялось за солнцем нарисованным, и тогда, витраж сиял и переливался розовым магическим светом.

Витражная ширма в ванной комнате также содержала женские фигуры, запутавшиеся в стеблях лилий и камышах. В изделии кроме опалового использовано и бесцветное стекло со снятой фаской (фацетом).

Композиция из двух окон в эркере—это расписные аллегорические витражи, изображавшие процессию музыкантов.

Витраж, а точнее несколько витражных вставок, находились также в резной деревянной перегородке, разграничивавшей пространство комнаты на две части—большую и меньшую (эркер). На них, в боковых фрагментах, в центре ажурных медальонов появляются профильные изображения головок в римских шлемах (трактовка довольно условная). В среднем фрагменте стилизованный геральдический щит, несущий чисто декоративную функцию. Витражные вставки являлись частью перегородки и их можно отнести к разряду мебельных витражей.

Почти всё декоративное убранство интерьеров особняка уничтожено, в том числе и витражи.

Литейный пр., 14—Фурштадтская ул., 1. Перед революцией в этом особняке проживала семья видного петербургского сановника, сенатора Д. Н. Любимова.

Витраж появился, вероятно, после сооружения новой парадной лестницы (арх. Бравура А. А., 1870-е гг.). “О прежней роскоши напоминают остатки отделки интерьеров второго барского этажа и роскошная лестница, еще недавно украшенная тонкой прорисовки витражом...”, —писал в 1989 году один из авторов книги “Литейный проспект” В. Н. Питанин. В начале XX века в доме неоднократно бывал А. И. Куприн. В настоящее время особняк радикально реконструирован, внутренний двор перекрыт витражным куполом, выполненным в мастерской “Витрум”.

Малоохтинский пр., 53. Дом церкви Св. Марии Магдалины. 1903. Арх. Попов Я. И.

По воспоминаниям старого охтянина Георгия Владимировича Васильева в доме были “... огромные цветные витражи больших окон, глядящих не на улицу, а в зеленый, открывающийся к Неве двор”. /23/ Утрачены, сейчас в здании банк.

Ул. Марата (Николаевская), 8. Доходный дом. 1883. Перестройка арх. Баранкеева С. А. 1911. Надстройка арх. Вейводы А. О.

Ещё совсем недавно в центральной части окна последнего этажа лестницы можно было видеть стекло, изображавшее вычурную вазу с букетом цветов, выполненное в технике травления на бесцветном стекле.

Ул. Марата (Николаевская), 12. Доходный дом. Перестройка 1899. Aрх. Фуфаевский Л. Л.

Декоративные виньетки, исполненные в пескоструйной технике на стекле с нацветом.1 Утрачены после косметического ремонта лестницы в интервале между 1988 и 1992 годами.

Ул. Маяковского (Надеждинская), 12. Церковь Мц. Цар. Александры при Александровской женской больнице. 1845—1846. Арх. Брюллов А. П.

Церковь размещалась на втором этаже, над главным входом в здание больницы. Витраж в алтарном окне с изображением Св. Царицы Александры, исполненный на Императорском стекольном заводе художником А. Ф. Перницем, был пожертвован церкви Императором. /7, т. 2, с. 219/ Любопытно, что работа с тем же сюжетом в 1845 году была представлена А. Ф. Перницем на суд Академии Художеств и, в качестве одного из первых отечественных опытов живописи на стекле, получила положительную оценку. Возможно, речь идёт об одном и том же витраже. /24/ В 1925 году разбитый витраж из ликвидированной церкви вывезли в Музей отживающего культа /7, т. 2, с. 220/ при Обществе “Старый Петербург—новый Ленинград”. “Неоценима роль общества в спасении культурных ценностей, находящихся в церквях... Эти ценности в 20-е годы сосредоточивались в арендуемых обществом домах #1 и #3 на Волховском пер. В. О. Члены общества затратили немало труда и времени на перевозку витрин, вделанных в оконные пролеты церковного помещения Александровской больницы, великолепно оформленных цветными стеклами в стиле романской готики (Работа художника… А. Ф. Перница)”. /25, с.49/ Однако, уже 26 декабря 1927 года “Вечерняя Красная газета” публикует сообщение: “По распоряжению Главнауки приступлено к ликвидации Музея отживающего культа...”. Дальнейшая судьба витража неизвестна, но, возможно, он еще отыщется в запасниках одного из петербургских музеев: Русского, Музея города или иных, принявших фрагменты коллекции отжившего Музея отживающего культа.

Ул. Маяковского (Надеждинская), 36—38 (левая часть), кв. 12. Доходный дом Н. В. Чайковского. 1908-1909. Арх. Сонгайло М. А.

В начале 1990-х годов дом #36 по улице Маяковского посетил старичок-иностранец. Зайдя в коммунальную квартиру #12, он представился внуком графа Чайковского. Осмотрев квартиру, странный посетитель очень сокрушался, что не нашёл в окнах витражей, изображавших герб Чайковских, которые он помнил с детства. Нежданный гость пообщался с жильцами, рассказал о себе и судьбе своей семьи и ушёл, но оставил адрес с просьбой написать, если витражи вдруг найдутся.

Милионная, 8. Доходный дом Н. Б. Глинки-Маврина. 1903—1905. Арх. Голо- суев А. К. Оформление фасада по улице Хржонстовский Г. П. 1905.

Витражи из цветного фактурного стекла сохранялись только в верхних частях окон лестницы парадного подъезда, выходящих во двор. На каждом этаже был свой оригинальный рисунок.

Все витражи были аккуратно вынуты из рам в 1982 году в то время, когда дом стали расселять перед проведением капитального ремонта. Дальнейшая их судьба нам неизвестна.

Наб. р. Мойки, 59—Невский пр., 15—Б. Морская ул., 14. Дом С. П. Елисеева. Капитальный ремонт 1902 по проекту арх. Гаммерштедта А. К.

Искалеченные травлёные стекла тамбура входной двери в 1997 году заменены современными пескоструйными копиями. В здании сохраняются великолепные расписные витражи, по догадкам Т. М. Шульгиной изготовленные в мастерской Э. Тоде. /26/ Недавно отреставрирован наборный витражный плафон над главной лестницей. (Работа мастерской “Солнечный лев”). Примечательно, что в этом доме с 1892 по 1911 годы находился стекольный магазин “Иван Эберт Сын”, принадлежавший основателям крупного витражного дела в Петербурге рубежа веков— семье Франк. /27, 28, л. 89/

Наб. р. Мойки,103—Б. Морская ул., 58. Немецкая реформатская церковь. 1872—1874. Реконструкция (после пожара) арх. Рахау К. К.

Расписной витраж для храма был выполнен в мастерской Э. Ф. Тоде. /17/ Здание радикально перестроено в духе конструктивизма в 1930-х годы. Судьба витража авторам неизвестна.

Б. Морская ул., 39—Вознесенский пр., 12. 1911—1912. Здание гостиницы “Астория”. Арх. Лидваль Ф. И.

Незначительные по своим художественным достоинствам витражи, а точнее геометрические витражные вставки, имели место в оформлении боковых частей оконных рам на лестничных площадках гостиницы. Орнаментальные вставки собирались из рифлёных стёкол бледных оттенков и не имели самостоятельного художественного значения, являясь лишь декоративным дополнением в композиционном решении интерьера. /29/ Такое чисто декоративное применение витража присуще большинству работ Ф. И. Лидваля.

Б. Морская ул., 47. Особняк Е. И. Набоковой. 1901—1902. Перестройка. Арх. Гейслер М. Ф. и Гуслистый Б. Ф.

Наборные, в медной оплетке витражи входных дверей. В сюжете—изысканные цветы и листья, дополненные гранеными вставками. Изготовлены Северным стекольно-промышленным обществом в 1902 году. Этим же предприятием выполнена уникальная для Петербурга форма декоративного остекления: стеклянные вставки для уличных чугунных ворот с гравированным орнаментом из цветов и листьев одуванчика.1 /30/ Все вышеперечисленные витражи утрачены. В окнах парадной лестницы еще сохраняются великолепные расписные витражи Эрнста Тоде (на одном из них клеймо мастера, “Эрнст Тоде, Рига”), а также фрагменты декоративного остекления в технике травления. Сохранился и небольшой наборный геометрический витраж над входной дверью.

Невский пр., 22—24. Церковь Апос- тола Петра, немецкая. 1833—1838. Арх. Брюллов А. П.

В книге Г. А. Оль “Александр Брюллов” /Л., 1983/ читаем: “Ближайшие к входу два окна украшены витражами с изображением евангелистов (копии со знаменитых картин А. Дюрера). Солнечные лучи, пронизывая их, заставляли ослепительно гореть яркие краски стекол...” С другой стороны, по данным историко-церковной энциклопедии “Святыни Петербурга” /т. 3/ “...В 1864—1866 интерьер украсили витражи работы С. Кальнеролли”. Идет ли речь об одних и тех же работах или о разных— пока сказать затруднительно. В настоящее время в интерьерах храма старых витражей нет.

Невский пр., 32—34. Костел Св. Екатерины. Последний дореволюционный ремонт и роспись по эскизам Г. Д. Гримма осуществлены в 1897 году.

Алтарные витражи “Добрый пастырь” и “Иоанн Предтеча” выполнены рижской мастерской Э. Ф. Тоде не позднее 1902 года. /17/ Техника стекольной живописи. В статье Т. М. Шульгиной, /26/ со ссылкой на опись ГИОП, составленную в 1940 году В. Д. Болдыревой-Семёновой-Тянь-Шанской, эти витражи описаны следующим образом: “В окне слева от алтаря находилось изображение Иоанна Предтечи фигура которого была задрапирована в зелёный плащ, справа—Доброго Пастыря в красном одеянии с ягнёнком на руке. Основная часть стеклянных поверхностей вокруг фигур была заполнена живописным стилизованным орнаментом в виде листьев аканта, лилий и раковин. В нижней части окон располагались фигурки херувимов. Каждое окно имело латинскую надпись: левое—“Paraterium domini E. Tode. Riga” (“Собор украшен Э. Тоде. Рига”), правое—“Ego sum paster bonus” (“Добрый пастырь”) ”. В ЦГАКФФД имеются датированные 1910 годом фотографии алтарной части костёла, на них видны витражи. /31/ И тот и другой утрачены в годы последней войны. В послевоенные годы, по данным Т. М. Шульгиной, в трансепте костёла сохранялись “две фрамуги окон работы Тоде с расписными стёклами в технике гризайль, на которых были изображены картуши в обрамлении цветочных гирлянд, но они были уничтожены пожаром в 1984 году”. /26/ Скорее всего именно об этих, сохранившихся после войны фрагментах писал ещё в 1950-х годах Е. Минухин, атрибутируя их как работу рижских мастеров. /3, с. 58/

Невский пр., 39. Аничков дворец. С середины 1860-х годов—дворец Вел. Кн. Александра Александровича. С 1881 по 1894—резиденция Императора Александра III.

В настоящее время выявлена информация о витражах в двух помещениях второго этажа дворца (Т. А. Волобаева, 1997. /См. 4/).

I. Первый зал Музея редкостей Александра III. Два наборно-расписных витража с изображениями гербов Дома Романовых и Датского королевского Дома были установлены в полуциркульных окнах этого помещения в 1871 году. Изготовлены в мастерской В. Д. Сверчкова под Мюнхеном по заказу (1870 год) Вел. Кн. Александра Александровича. Со ссылкой на иконографию подробно описаны в указанной выше работе.

II. Библиотека. Наборно-расписной витраж с изображением великокняжеского герба появился в одном из окон библиотеки в интервале между 1869 (завершение отделки помещения архитектором И. А. Монигетти) и 1881 (в этом году владелец дворца стал Императором). Предположительно также работы В. Д. Сверчкова. Черно-белая фотография витража хранится в Негатеке ГМИ СПб., инв. # 7652 (1928 год ?). В наши дни старых витражей в интерьерах Аничкова дворца нет.

Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8. Здание товарищества “Братья Елисеевы”. 1902—1903. Арх. Барановский Г. В.

Витражи в этом здании были не только в магазине (подлинные сохранились в окнах вдоль Невского пр.; вдоль М. Садовой воссозданы после войны литовским объединением “Максла”), но и в концертно-театральном зале второго этажа. Это были огромные аллегорические композиции в высоких окнах, выходящих на Невский и Малую Садовую, возможно одни из самых масштабных в искусстве стекольной живописи Петербурга начала XX века. Впрочем, современники относились к ним неоднозначно. Так, крупный теоретик и практик модерна В. Апышков писал: “...Всем известен дом Елисеева с концертным залом... Не большой смысл имеют громадные окна концертного зала со стеклами покрытыми живописью, которою можно любоваться только вечером при освещении изнутри...” (“Рациональное в новейшей архитектуре”, СПб., 1905) В 1930-е годы, когда театральное помещение реконструировалось и расширялось под театр Н. Акимова, витражи были “замурованы” (зашиты досками) /32/. Когда и при каких обстоятельствах они окончательно исчезли из здания, авторам установить не удалось.

Невский пр., 76. Ресторан Палкина (по этому адресу с 1850 по 1874).

Вспоминает А. Ф. Кони: “На углу Невского и Литейной, в угловом доме, помещается известный и много посещаемый трактир-ресторан “Палкин”, где в буфетной комнате, с нижним ярусом оконных стекол в прозрачных красках, изображающих сцены из “Собора Парижской Богоматери” Гюго, любят собираться одинокие писатели…”. /33, с. 517/ В 1877 году здание было перестроено, витражи (возможно, в технике “холодной” живописи масляными красками) не сохранились.

Ул. Некрасова (Бассейная), 10. Доходный дом с театральными помеще- ниями А. Е. Бурцева. 1912—1913. Арх. Володихин И. П.

Наборные витражи с классицистическим сюжетом. Находились на лестнице в доходной части дома. Последние фрагменты исчезли в конце 1995—начале 1996.

Ул. Некрасова (Бассейная), 37—ул. Радищева (Преображенская), 20. Доход- ный дом. 1890-е. Арх. Хренов А. С.

Как свидетельствуют старожилы этого дома, витражи из правой парадной с ул. Некрасова исчезли после капитального ремонта конца 1960-х—начала 1970-х годов.

Ул. Некрасова (Бассейная), 56—Фонтанная ул., 1. Доходный дом М. М. Рянгина. 1900—1901. Арх. Гилев П. И.

Стекла с ренессансным орнаментом, выполненным в технике пескоструйной обработки, окончательно утрачены летом 1995 года. Есть основания полагать, что в доме были и наборные витражи.

Петропавловская крепость. Велико- княжеская усыпальница при соборе Свв. Петра и Павла. Проект 1886, 1894. Арх. Гримм Д. И. при участии Томишко А. И. Осуществлен в переработанном виде в 1897—1906 Томишко А. И. и Бенуа Л. Н.

Идея алтарного витража на сюжет светлого Христова Воскресения принадлежит Л. Н. Бенуа. Живописный эталон в ј натуральной величины, а также картон в карандаше в масштабе 1:1 выполнил в 1905 г. Н. А. Бруни. Непосредственным исполнителем работы стал Г. И. Кузик, выпускник училища барона Штиглица по классу живописи на стекле. Витраж был изготовлен в Дармштадте, в мастерской проф. Мюллера-Чиклера. Автор эталона Н. А. Бруни исполнением своего замысла в стекле остался недоволен: “Тона красок не отвечают первоначальному эскизу и тени положены слишком резкие”. Интенсивность красок и резкие тени центральной части композиции Г. И. Кузик пытался ослабить при помощи наждака, а кайму в виде ангельских головок и надпись церковнославянской вязью пришлось заменить полностью. (Данные по истории создания витража приводятся по /34/.) Витраж разбит взрывной волной во время Великой Отечественной войны.

Ул. Пролетарской диктатуры (Лафонская), 6—Тверская ул., 22. Церковь Равноап. Кн. Ольги при больнице Св. Ольги. 1896-1901.

“...Одна из самых выдающихся мастерских живописи по стеклу основана в Риге Эрнстом Тоде. Работы этой мастерской можно встретить во многих храмах и общественных зданиях. В Петербурге ими украшены...церковь при больнице Св. Ольги...”. /35/ В 1970-е на месте снесенного здания больницы построен Дом политического просвещения, сейчас Международный центр делового сотрудничества.

Б. Пушкарская ул., 17. Доходный дом. 1906. Арх. Кочетов А. М.

Наборные витражи с растительным сюжетом украшали окна лестницы. Последние фрагменты утрачены в 1995 году.

Б. Пушкарская ул., 41. Доходный дом и особняк И. А. Алферова. 1898—1899. Арх. Гилев П. И.

Фрагменты витражей в технике травления на бесцветном и с нацветом стекле сохранялись на первом и втором ярусе парадной лестницы. Утрачены в 1996—1997 гг., после реконструкции парадной (вход с улицы ликвидирован).

Пушкинская ул., 20—Кузнечный пер., 18, левая часть. 1875—1876. Дом мебелированных комнат А. П. Рот (гостиница “Пале Ройяль”). Арх. Иванов А. В.

В начале 1980-х годов в окнах парадного подъезда ещё можно было видеть верхние фрамуги рам с расписными витражами. Витражи не были разобраны по кусочкам, а были украдены “неравнодушными” “ленинградцами”.

Ул. Рентгена (Лицейская), 7, кв. 12. Доходный дом. 1910. Арх. Крыжановский Д. А.

Поистине шокирующее зрелище открывалось впервые вошедшему в эту коммунальную квартиру: в квадратном окне, выходящем во двор, красовался витраж-паук, распростёрший свои изогнутые лапы, поджидая добычу. Паутина была собрана из прозрачных стёкол с полированным фацетом и в лучах солнца играла всеми цветами радуги.

В настоящее время квартира расселена, но до сих пор находится в состоянии бессрочного ремонта. Витраж исчез в неизвестном направлении.

Садовая ул., 9. Отель “Дагмар”. 1877. Арх. Некора В. М.

Фрагмент наборного витража с маками в сюжете сохранялся на 1-м ярусе лестницы до начала 1990-х. Утрачен во второй половине 1993— начале 1994.

Садовая ул., 26. Пажеский корпус. Римско-Католческая церковь Св. Иоанна Крестителя (Мальтийская капелла).

В 1852 году украшена часовней с мраморной гробницей герцога Максимилиана Лейхтенбергского. /7, т. 3/ По данным /36/ в часовне было устроено окно (стрельчатой формы, обращено но северо-восток, размер 2100x2420 мм; примеч. авторов) с “изображением на стекле Б. Матери, окруженной Св. Максимилианом и Евгением, итальянской работы”. Этот витраж был перенесён в часовню из домовой церкви (молельни ?)1 Мариинского дворца. /37/ В настоящее время утрачен.

Садовая ул., 129—наб. кан. Грибое- дова (Екатерининского), 178. Доходный дом. 1910. Арх. Стюнкель А. И.

Наборные витражи с геометрическим сюжетом. Окончательно утрачены в конце 1995—начале 1996.

Б. Сампсониевский пр., 41. Собор Св. Сампсония Странноприимца.

В процессе ведения ремонтных работ в Сампсониевском соборе реставраторам был предоставлен разбитый образ Спасителя, написанный холодным способом (возможно масляной краской) на матовом стекле. Осколки сильно потёртого старинного образа хранились в подвальном помещении собора. В каком именно окне и в окне ли, был установлен образнам неизвестно. Каких-либо других сведений о существовании витражей в Сампсониевском соборе пока не найдено.

Саперный пер., 21

Витраж в технике травления стекла с нацветом сохранялся на последней площадке лестницы. В образном ряду—меандр, шестиконечные звезды. В конце 1996—начале 1997 окно заложено кирпичом, судьба витража авторам неизвестна.

Ул. Серпуховская, 10. Дом О-ва гражданских инженеров.1 1901—1902. Арх. Мошинский И. Ю.

Три витража из зала заседаний и один из витражей на лестнице были выполнены по мотивам рисунка В. Мевеса (тема лилий). /38, с. 479/ Утрачены во время расселения общежития Инженерно-строительного института, находившегося в здании. Оставшиеся повреждённые фрагменты в 1989 году перевезены в главный корпус ЛИСИ, и долгое время стояли во дворе, пока не пропали. Витражи были выполнены из цветного фактурного стекла. Цветы одного витража на лестнице отличались от цветков остальных витражей ярко красными расписными вставками в лепестках бутонов. Сопоставляя ряд аналогичных объектов, мы пришли к выводу, что данные сюжеты, характер сборки и техника исполнения были типичными для петербургской фирмы “М. Франкъ и К° ”, а эти произведения—одни из ранних образцов изделий этой фирмы.

7-я Советская (Рождественская) ул., 4. Доходный дом. 1906. Арх. Ван-дер-Гюхт В. И.

Наборные витражи изображали венки с розами. В правой парадной окончательно утрачены в 1994 году. Форточки и витраж из левой парадной хранятся в Отделе архитектурных деталей ГМИСПБ. Украшали окна лестниц.

Стремянная ул., 10. До революции дом принадлежал гласному Городской Думы Худекову С.Н.

За маловыразительным фасадом скрывались неожиданные интерьеры. Дом был похож на “масонскую ложу с тесными лесенками и переходами, со стенами обшитыми черным дубом. В узенькие, створчатые готические окна, также обшитые черным дубом, были вставлены разноцветные стекла с “рыцарской” мозаикой...” /39, с. 122/. В наши дни витражи в здании отсутствуют, их судьба авторам неизвестна.

Съезжинская ул., 16. Доходный дом. 1912—1914. Арх. Богуславский Н. Б. Витражи в технике травления по рифленому стеклу. В сюжете—вазы с цветами. Последние фрагменты на 1 и 4 ярусах лестницы утрачены в 1994—1996 годах.

Университетская наб., 17. Академия Художеств.

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. /40/ Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году. /4/) Витражи на наш взгляд должны были хорошо вписываться в интерьер, быть нарядным и торжественным украшением скупого и строгого Аванзала. Три огромных окна даже по литографии поражают своей “немецкой” сделанностью, знанием истории искусств, архитектурных стилей, орнамента. Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи очень грамотно и тонко во всех отношениях, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных пятен и мелких, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

Можно представить, как цветные блики рассыпались по стенам зала, внося в интерьер некоторую сказочность, одухотворённую атмосферу колыбели искусства. Витражи в Аванзале полны великолепия, статичной помпезности, торжества бессмертного искусства, в них провозглашается незыблемость основ классической академической школы. В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию—соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата—одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Фурштадтская ул., 36, левая часть. Доходный дом. 1898—1899. Арх. Беккер Н. Ф.

Летом 1993 года демонтированы и увезены на реставрацию витражи парадной лестницы (ныне в здании поликлиника). Вновь появились в окнах в 1996 году. Первоначально сохранные не менее, чем на 70 процентов поверхности, они собраны теперь из нового стекла. По сути, это утрата подлинника в результате “ремонта”.

Фурштадтская ул., 52. Особняк К. А. Варгунина 1896—1899. Арх. фон Гоген А. И.

В прежние времена в арочном окне кабинета во втором этаже имелся расписной витраж. Его чертёж, выполненный А. И. фон Гогеном, опубликован в книге Дубина А. С. и Кирикова Б. М. “Особняк Варгунина”.

Ул. Чайковского (Сергиевская), 24. Доходный дом О. В. Серебряковой. Пере- строен арх. Гиршовичем Б. И. в 1900 году.

Наборный витраж на лестнице был исполнен Северным стекольно-промышленным обществом /41/. Утрачен до 1990 года.

Ул. Чайковского (Сергиевская), 40—пр. Чернышевского (Воскресенский), 12. Доходный дом А. Д. и Н. К. Чижовых. 1906—1907. Арх. Чижов Н. К. Выразительные наборные витражи с растительным сюжетом. На последнем ярусе лестницы в парадной со стороны Воскресенского—один из самых самобытных наборных витражей стиля модерн в Петербурге, вызывающий ассоциации с подводной флорой. Исчезли во время проведения косметического ремонта на лестнице в феврале-апреле 1995 года.

Ул. Чайковского (Сергиевская), 61. Доходный дом. 1901. Арх. Гиршович Б. И.

Наборные витражи, растительные мотивы. Украшали окна лестницы. Полностью утрачены в 1994 году.

Шпалерная ул., 44-б, кв. 4. Доходный дом О. Н. Эдельгауз. 1911—1912. Арх. Бальди К. В.

Геометрический витраж, представлявший собой набор из чередующихся прямоугольников бесцветного рифлёного стекла и цветных ромбов находился в окне квартиры #4, выходящем во двор. Возможно, что при установке в окно витраж был более сложный по рисунку—мы могли судить о его достоинствах лишь по сохранившимся фрагментам. Погиб при проведении ремонта квартиры летом 1996 года.

 

ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА

Гатчина. Дворец.

В Государственном музее-заповеднике “Гатчина” сохранился эскиз тушью пером, на котором в перспективном сокращении изображено 34 детских головки херувимов, сгруппировавшихся вокруг Всевидящего ока, расположенного в центре рисунка. Сверху на эскизе надпись: “Живопись на стекле для большого просвета в церкви за 1590 р. серебр.; высочайше утверждено 2 Декабря 1847 Генерал Князь Волконской”. Под рисунком надпись: “Художник Перниц”. 0,42 (длина) ? 0,48 (ширина)”. Витраж был изготовлен и вставлен в потолок церкви Кухонного каре Гатчинского дворца. Сохранялся ещё в довоенные годы. В настоящее время утрачен.

Кроме витража, в большом просвете существовали также расписные витражи в круглых окнах барабана. Они ясно видны в часто публикуемой акварели Э. П. Гау. На тёмно-голубом небесном фоне каждого витражика изображена головка ангела, окружённая серыми с фиолетовым оттенком крыльями. От головок исходит золотое сияние нимба.

 

Знаменский дворец под Петергофом. 1838. Арх. Штакеншнейдер А. И.

По данным Н. Т. Ягловой, окна будуара украшали так называемые “транспарантные”1 стёкла, а четыре окна Рафаэлевой галереи—“цветные расписные в этрусском стиле”. /42/ Витражи не сохранились.

Парголово. Шуваловский парк. Церковь Свв. Петра и Павла, при имении гр. Шуваловых. 1831—1846. Арх. Брюллов А. П.

Расписные стекла для этой небольшой, в готическом стиле церкви исполнил мастер Императорского стекольного завода Рябков. Согласно чертежам А. П. Брюллова они “заполняли розы тимпанов главного входа и апсиды, а также стрельчатые окна, прорезающие боковые стены”. /43, с. 32/ Утрачены.

Петергоф. Церковь Св. Александра Невского (Готическая капелла). Проект арх. Шинкеля К.-Ф., строили Менелас А. А. и Шарлемань И. И.

Изначально, с 1833 года в окнах храма существовало разноцветное декоративное остекление. Это остекление запечатлено и в акварели Э. П. Гау. /44/ Все окна имели двойные рамы. Заполнение оконных переплётов осуществлялось в 1832—1833 гг. Стёкла красного, жёлтого, голубого и зелёного цвета изготавливались на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Пять окон алтарного выступа и граней апсиды имели витражи в наружных переплётах. Окна на двух боковых гранях апсиды были изготовлены в средней части в одно стекло. (Цветные стёкла без росписи. (примеч. авт.)) В 1843—1850-х заменены живописными в больших и малых проёмах окон-роз: “Воскресение”, “Рождество”, “Преображение” и “Вознесение” в окружении бордюров растительного орнамента. Живописные работы выполнил Перниц—учитель рисования при Императорском фарфоровом заводе. Икона “Воскресение” погибла в 1882 году и не была восстановлена. При замене остекления в розах была изменена форма переплётов рам. /45, 46, 47, 48, 49/

Переплёт оконных рам над порталами не менялся по форме.

В 1880-е годы мастер Императорского стеклянного завода И. И. Муринов (?—1901), заведовавший в те годы живописной мастерской, написал на круглом стекле композицию на “сюжет Рафаэля” под названием “Преображение Господне”. Это стекло было огромным по тем временам размеров—около 1,5 метров в диаметре. Оно было изготовлено на частном предприятии Эберта в Петербурге и представляло собой большую редкость. /24, с. 422/ РГИА ф. 468 оп. 11 д. 810 л. 2—18.

В описи 1839 года, на которую ссылается научный сотрудник ГМЗ г. Петродворца Юмангулов В. Я. сказано: “в 2-х алтарных окнах картины писанные на стекле”. По описи 1926 года в средней части наружной рамы южного окна помещалось изображение Св. Екатерины. Стекло северного окна тогда уже отсутствовало. Что было изображено в этом окне пока неясно. (Картины, скорее всего, находились только в центральной секции рамы. В нижней и стрельчатой частях (сложных по рисунку рам) сохранялось декоративное остекление. Примеч. авт.)

По видимости, витражи в алтарных окнах появились в 1833 году. Архитектор Шарлемань специально посещал Эрмитаж и осмотрел коллекцию “древних готических с различными изображениями стёкол”, купленных при Императоре Александре, чтобы “выбрать нужное количество для строящейся на даче Александрия церкви”. Все витражи французские. В архиве Государственного Эрмитажа хранится перечень этих произведений, среди них есть и св. Екатерина. А. И. Шарлемань отобрал 23 витража, как для капеллы, так и для строящегося коттеджа. Из православных святых, кроме св. Екатерины (на овале) в сюжетах стеклянных картин встречается лишь св. Павел (дважды, один квадратный, другой также на овале). /50/

Кроме витражей в окнах, в круглых проёмах иконостаса (над дьяконскими проходами) имелись стеклянные образа: слева—“Ангел летящий”, справа—“Ангел молитвы” (1857 год, изначально исполнен для церкви Александровского дворца в Царском Селе, в настоящее время хранится в запасниках павловского дворца), написанные по живописным оригиналам Т. А. Неффа Гр. Васильевым. /48, 49/ На стекле “Ангел молитвы” сохранилась авторская подпись и дата. В архиве дворца-музея в Петродворце хранятся фотографии начала 1930-х годов, на которых можно разглядеть, как эти стёкла, так и фрагменты витражей в розах и над порталами. Так же видно, что в окнах алтаря было декоративное остекление (средние части двух центральных окон уже пустуют).

В настоящее время ведутся работы по воссозданию стеклянного убранства храма.

Пушкин (Царское Село). Башня “Шапель” в Александровском парке. 1825—1828. Арх. Менелас А. А.

Витражи в технике “холодной” росписи масляными красками по рисунку А. А. Менеласа украшали стекла боковых окон “в фальшивых переплетах”. Стекла окон фасада также были “расписными”. /42/ Утрачены.

Г. Пушкин (Царское Село). Кадетский бульвар, 6 (на пересечении с упраздненной ныне Кирасирской ул.) Церковь Свмч. Юлиана Тарсийского лейб-гвардии Кирасирского полка. 1895—1899. Арх. Курицын В. Н., завершение Арх. Данини С. А.

Церковь имела два придела: нижний—во имя св. Ильи и верхний—во имя Свмч. Юлиана. Все упоминаемые витражи находились в верхнем приделе. “В 10 Ѕ утра поехали в расположение Кирасирского полка и освятили новую полковую церковь, которую я закладывал четыре года тому назад. Оригинален в ней иконостас весь из цветного стекла”.1 (Из дневника Императора Николая II, цитируется по /51, с. 19/). Этот “стеклянный просвечивающей мозаики иконостас” был представлен, вероятно, в виде эскизов, на архитектурно-художественной выставке при III Съезде Русских Зодчих 1900 года в СПб. /52, с. 27/ Его автором в указанном издании назван “В. Курицын, арх.-худож. СПб”. В справке об архитекторе В. Н. Курицыне и спроектированной им церкви Кирасирского полка, составленной А. Ф. Крашенинниковым /51, с. 58—59/, в частности, говорится: “Особый эффект интерьера основан на том, что алтарь является главным источником освещения. Предалтарная арка решена как огромное окно, а иконостас сделан из просвечивающих цветных витражей. Шаблоны иконостасных витражей также нарисованы Курицыным”. С другой стороны, С. Н. Вильчковский в своей книге о Царском Селе, рассказывая об убранстве церкви Кирасирского полка, пишет /53, с. 230/: “В верхнем приделе во имя Св. Юлиана Тарсийского, интересен иконостас, сделанный весь из разноцветного стекла в пайке, с рисованным на нем орнаментом и иконами, исполненными в Мюнхене1 по картонам проф. Н. (А.) Кошелева”. Согласно /51, с. 12/ “Царские врата также изготовленные из стекла имели изображения Спасителя, Благовещенья, Пресвятой Богородицы и Евангелистов. Над Царскими вратами, в центре иконостаса изображение Св. Троицы, над ним полукружием в медальонах ангелы”. С учетом сказанного можно предположить, что архитектурная идея, проект витражного иконостаса выполнены архитектором-художником В. Н. Курицыным, а образа написаны профессором-живописцем Н. А. Кошелевым. Косвенным усилением этого предположения служит и то обстоятельство, что Н. А. Кошелев неоднократно писал образа для иконостасов ряда петербургских церквей. /7/ Помимо иконостаса, витражи были смонтированы в окнах алтарной части стены—с изображениями Богородицы и Свв. Апостолов. “Возле лика Пречистой Богоматери предстают Святые тезоименитые Их Величествам—Св. Николай и царица Александра”. /51, с. 12/ Большой круглый витраж с образом Спасителя находился в верхней части купола. Малые окна, обращенные на юг и на север в средней части храма, также были украшены стеклянной мозаикой. /51, с. 14/ На сегодняшний день ни один витраж не уцелел. По свидетельству очевидца, в 1993 году еще сохранялся просвечивающий образ Христа в куполе. К 1995 году разбит и он.

Пос. Токсово. Лютеранская кирха

Свидетельства об утраченных витражах можно иногда обнаружить в самых неожиданных источниках. Так, некоторые сведения о существовании цветного остекления в кирхе пос. Токсово мы обнаружили в романе Константина Вагинова “Труды и дни Свистонова”. Речь идет о конце 1920-х—начале 1930-х годов. “...Кирка была наполнена девушками, похожими на бумажные розы и желтоволосыми парнями. Играл орган. Сквозь цветные стекла падал свет...” И еще. “...Сквозь цветные стекла видно было, как колышется листва деревьев. Видно было, что листья освещены солнцем...” Конечно, к подобного рода источникам следует относиться с известной долей осторожности, и все же... Ныне в отреставрированной кирхе вновь есть витраж. Изготовлен финскими мастерами в 1994—1995 годах.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

  1. Апраксин пер., 1; левая парадная. Фрагмент витража на последнем ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993.
  2. Аптекарский пр., 7. Фрагмент витража на последнем ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993. Публикуется впервые.
  3. Большой пр. П. С., 83, кв. 67. Фрагмент витража в эркере. Любительская фотография из семейного архива жильцов. Публикуется впервые.
  4. Захарьевская ул., 22; церковь Свв. Захария и Елизаветы Кавалергардского полка. Фрагмент витража в алтарном окне. С фотографии Тервинского Н. К. начала XX века. /16/
  5. Лахтинская, 20. Витраж над входной дверью. Фото Севастьянова К. К. 1992.
  6. 5-я линия, 60; парадная со двора. Фрагмент витража на первом ярусе лестницы. Фото Севастьянова К. К. 1993. Публикуется впервые.
  7. 14-я линия, 15—17 – Большой пр. В. О., 49—51; правая часть (Александровский женский приют). Фрагмент витража на парадной лестнице. С фотографии К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 3591. Публикуется впервые.
  8. Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8 (Дом торгового товарищества “Братья Елисеевы”). Фрагмент витража в окне театрального зала со стороны Невского пр. С фотографии 1904—1905 гг. К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 4922. Публикуется впервые.
  9. Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8. Фрагмент витража в окне театрального зала со стороны Невского пр. С фотографии 1904—1905 гг. К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 4922. Публикуется впервые.
  10. Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8. Фрагмент витража в левом окне театрального зала со стороны М. Садовой. С фотографии 1904—1905 гг. К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 4928. Публикуется впервые.
  11. Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8. Фрагмент витража в левом окне театрального зала со стороны М. Садовой. С фотографии 1904—1905 гг. К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 4928. Публикуется впервые.
  12. Невский пр., 56—М. Садовая ул., 8. Фрагмент витража в левом окне театрального зала со стороны М. Садовой. С фотографии 1904—1905 гг. К. Буллы. ЦГАКФФД, Е 4928. Публикуется впервые.
  13. Ул. Некрасова (Бассейная), 10; бывшая “доходная” часть здания. Фрагмент витража на втором ярусе лестницы. Фото Севастьянова К. К. 1993. Публикуется впервые.
  14. Петропавловская крепость; Великокняжеская усыпаль- ница. Витраж в алтарном окне. ЦГАКФФД, Ж 498. 1908.
  15. Садовая, 9. Фрагмент витража на первом ярусе лестницы. Фото Севастьянова К. К. 1993.
  16. 7-я Советская (Рождественская) ул., 4; правая парадная. Фрагмент витража на последнем ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993. Публикуется впервые.
  17. Университетская наб., 17 (Академия Хужожеств). Витраж в левом окне Аванзала. Публикуется по /40/.
  18. Университетская наб., 17 Витраж в центральном окне Аванзала. Публикуется по /40/.
  19. Университетская наб., 17 (Академия Хужожеств). Витраж в правом окне Аванзала. Публикуется по /40/.
  20. Фурштадтская ул., 36; левая часть. Витраж на последнем ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1994. Публикуется впервые.
  21. Ул. Чайковского (Сергиевская), 40. Фрагмент витража на первом ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1995. Публикуется впервые.
  22. Ул. Чайковского (Сергиевская), 40. Пятый ярус лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1995. Публикуется впервые.
  23. Ул. Чайковского (Сергиевская) ул., 51. Фрагмент витража на первом ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993. Публикуется впервые.
  24. Ул. Чайковского (Сергиевская), 61. Фрагмент витража на первом ярусе лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993.
  25. Ул. Чайковского (Сергиевская), 61. Третий ярус лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993. Публикуется впервые.
  26. Ул. Чайковского (Сергиевская), 61. Четвёртый ярус лестницы. Фото Иванова Е. Ю. 1993.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Витязева В. А. Каменный остров. Л., 1991.
  2. Лебедева Е. А. Петроград и его святыни. Современное издание рукописи 1916 года. “Сатис”. С.-Пб., б/г.
  3. Минухин Е. А. Витражи. Рига, 1959.
  4. Волобаева Т. В. Витражи Аничкова дворца. // Аничков дворец—памятник российской истории. Материалы конференции. С.-Пб., 1997.
  5. Величенко М. Н., Миролюбова Г. А. Дворец Великого Князя Владимира Александровича. С.-Пб., 1997.
  6. ЦГАКФФД, Е 5006. Окна большой столовой, витражи В. Д. Сверчкова. С.-Пб., Около 1903.
  7. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. С.-Пб., 1995—1996.
  8. ЦГАКФФД, Е 5010. Дворец Великого Князя Владимира Александровича. Дворцовая церковь (внутренний вид). С.-Пб., Около 1903.
  9. Пашкова Т. Готический зал. // Ленинградская панорама. #11, 1989.
  10. Шапилов Е., Величенко М., Процай Л., Буйнякова Н., От конки до трамвая. С.-Пб., М., 1994, с. 64—65. Карета императорской фамилии у подъезда Зимнего дворца. 1914 год. Фотограф К. Булла.
  11. Башуцкий А. Возобновление Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. С.-Пб., 1839.
  12. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л., 1974.
  13. Кудрявцева Т. В. Модерн, ретроспективизм /1890—1910/. // Государственный Эрмитаж. Художественное убранство русского интерьера ХIХ века. Очерк-путеводитель. Л., 1986.
  14. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990, с. 43.
  15. Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913.
  16. Панчулидзев С. История кавалергардов. С.-Пб., 1912, т. IV.
  17. Neumann Wilch. Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. Riga, 1902.
  18. Vor der Revolution: Das alte St. Petersburg, Koln, N.Y., 1991.
  19. УКГИОП. Перечень элементов архитектурно-художественного убранства интерьера кв. 5, д. 11 по Колокольной ул. за подписью Явейна Н. И., Иониди Э. Л.
  20. Ежегодник общества архитекторов- художников. Вып. 5. С.-Пб., 1910.
  21. ЦГАКФФД, Е 18898, Е 18909, Е 18902, Е 18908. Комнаты Франка (Гостиная, вид камина (в зале), вход в столовую, часть ванной комнаты). С.-Пб., Около 1914.
  22. Тарабукин Н. М. Михаил Александрович Врубель. М., 1974.
  23. Васильев Г. В. Записки старого охтянина. // Петровский курьер. 17 декабря (#5) 1996.
  24. Волобаева Т. В. Витражи императорского стекольного завода. XIX в. // Петербургские чтения-97. С.-Пб., 1997.
  25. Блинов П. М. Общество “Старый Петербург—Новый Ленинград”. // Памятники отечества. #2 (16), М., 1987.
  26. Шульгина Т. М. Витражи Э. Тоде. // Краеведческие записки, Вып. 5, С.-Пб., 1997.
  27. Справочная книга о лицах петербургского купечества… С.-Пб.-Пг., 1882—1916.
  28. Санкт-Петербургское акционерное стекольно-промышленное общество. РГИА, ф. 1425, оп. 2, д. 171, 1911—1912.
  29. ЦГАКФФД, Е13056. Интерьеры гостиницы Астория. Коридор верхнего этажа. С.-Пб., 1913.
  30. Гейслер М. Ф. Перестройка д. 47 по Морской ул. // Строитель. 1903, #1—2.
  31. ЦГАКФФД, Е 16312. Богослужение в католической церкви св. Екатерины в связи с приездом в П-бург депутатов Гос. думы I-го созыва, избранных от польских губерний., С.-Пб., апрель 1906; Е 3639, Панихида по австрийскому Эрцгерцогу Фердинанду. С.-Пб, 1901; Г 1149, Торжественное богослужение. С.-Пб., 1902.
  32. Кручина-Богданов В. И. В стенах бывшего Елисеевского. // Ленинградская панорама. 1988, #9.
  33. Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989.
  34. Андреева Ю. П. и Трубинова Ю. В. История строительства Вел. Кн. усыпальницы. // Краеведческие записки. Вып. 2. С.-Пб., 1994.
  35. Горев Н. Е. Живопись на стекле. // Приложение к журналу “Задушевное слово”. Т. 51, #48. С.-Пб., 1911.
  36. Даниловский А. Церкви в здании Пажеского ЕИВ корпуса. С.-Пб., 1900.
  37. Павлова Н. Ю. Судьба наследства герцогов Лейхтенбергских в России. // Краеведческие записки. Вып. 5, С.-Пб., 1997.
  38. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия XIX века. Т. 7. Детали. С.-Пб., 1904.
  39. Щеглов Дм. У истоков. // У истоков. Сборник статей Всероссийского театрального общества. М., 1960.
  40. Russland Land und Leute Herausgeben von Hermann Roskoschny, Zweiter Band, Leipzig Grekner & Schramm 320 s. Ulle Rechte vorbehalten Druck von Grekner & Schramm in Leipzig. S. 33.
  41. Зорина А. М., Кириков Б. М. Витражи Петербурга. // Наше наследие. 1990, #4.
  42. Яглова Н. Т. Витражи. // Русское декоративное искусство. Т. 3. М., 1965.
  43. Оль Г. А. Архитектор Брюллов. М.-Л., 1955.
  44. Акварель художника Э. П. Гау 1830-х гг. “Внутренний вид Капеллы в Александрии”. Фонд акварели и графики в фондах дворца-музея Петродворец. Инв. #ЦХ-1348
  45. Пояснительная записка к проекту восстановления витражей в окне алтаря Готической капеллы в Петергофе. Составил Главный архитектор проекта Леонтьев А. Г. 5 листов.
  46. Проект реставрации Готической капеллы в Александрии в г. Петродворце. Том X, Проект витражей. Часть 2, Окна алтаря. Институт “Ленпроектреставрация”, Проектная мастерская #4. Заказчик: Государственный музей-заповедник в городе Петродворце. Объект: Готическая капелла в Александрии в г. Петродворец. Начальник мастерской, Главный архитектор А. Г. Леонтьев, Архитектор Н. Б. Батуева, Санкт-Петербург, 1992.
  47. Историческая справка “Готическая капелла в Александрии” В. Я. Юмангулова. Архив ГМЗ в г. Петродворце.
  48. Довоенные фотографии фасада и трёх интерьеров Капеллы. Архив ГМЗ в г. Петродворце.
  49. Описи Готической церкви 1839, 1858, 1926 годов. Архив ГМЗ в г. Петродворце.
  50. Архив ГЭ. Ф. 1, оп. 1, д. 10.
  51. Барановский А. В. Церковь Св. Иулиана лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. С.-Пб., 1993.
  52. Труды III съезда русских зодчих. С.-Пб., 1905.
  53. Вильчковский С. Н. Царское Село. Репринтное воспр. изд. 1911. С.-Пб., 1992.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От авторов ………………………………………………… 3

Предисловие ………………………………………………. 5

Список утрат ………………………………………………. 7

Перечень иллюстраций …………………………………… 45

Источники …………………………………………………. 47

 

 

 

Иванов Евгений Юрьевич

Севастьянов Константин Константинович

СПИСОК УТРАТ

петербургских витражей

Авторская редакция

Компьютерный набор: Е. Ю. Иванов

 

 

 

Подписано в печать 05. 08. 98. Формат 60ґ 84/16.

Тираж 500. Заказ 440

Санкт-Петербургский государственный

технический университет.

Издательство СПбГТУ.

 

Адрес университета и издательства:

195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29.

Сайт создан в системе uCoz