К ссылкам На главную страницу Список литературы
8 июля 1994 года ВЕЧЕРНИЙ ПЕТЕРБУРГ №149(20339) 5 стр.
О Петербургских витражах модерна написано на диво мало. Статьи А. М. Зориной и Б. М. Кирикова да пара газетных публикаций. Яркое, хрупкое, волшебное искусство продолжает ускользать от исследований, витражи почти не реставрируются, практически не охраняются.
Заметки Евгения Иванова—первая и, похоже, единственная публикация, посвящённая фацетным стёклам, применявшимся в петербургских витражах.
Цвета и ритмы витражей
В начале века в Петербурге становится популярной техника витража из толстого стекла с полированным фацетом. Витражи такого рода размещали, как правило, в подвижных дверных конструкциях. Толстое стекло вставлялось в упругую медную оправу (оплётку), более стойкую к механическим воздействиям и сотрясениям, чем свинцовая.
Фацетные витражи сразу бросаются в глаза. Попробуйте, оказавшись в яркий солнечный день на углу Загородного и Звенигородской, заглянуть в парадное дома. Сверкающие линии фацетов, чёткие и графичные, ритмично повторяют изогнутость тёмных линий оплётки. Преломляясь под разными углами, лучи солнца начинают сиять всеми цветами радуги.
Выполнение витража целиком в этой технике очень трудоёмко. От мастера требуется математически выверенная шлифовка по рисунку, так как стёкла вставляются в плохо гнущуюся оправу. Особенно сложно исполнение, когда витраж построен на изогнутых линиях, как, например, в изысканном модерновом особняке П. П. Форостовского на 4-й линии, 9. Чтобы равномерно снять вручную криволинейный фацет, нужен хороший глазомер, терпение и время. Это большой и кропотливый труд.
В начале века фацетные витражи выполнялись Северным стекольно-промышленным обществом, торговыми домами "М. Франк и К", "Витье и Пальм", в мастерских Розенберга и на мебельной фабрике Ф. Мельцера. Сейчас интерес к стеклу со снятыми и полированными фацетами почему-то ослаб. Высокая ли стоимость изделий тому виной или технические сложности?
В витражах на Петропавловской ул., 6, или на Кирилловской, 4, толстые стёкла перед снятием фацетов предварительно покрывали "морозным" рисунком при помощи травления кислотой. Волшебный блеск просто завораживает: стекло сверкает как в полупрозрачном мерцающем рисунке, так и в прозрачных полированных гранях.
Для обогащения декоративной палитры художники часто использовали круглые пуговичные вставки, напоминающие увеличенную каплю воды, цветное тонкое стекло всевозможной фактуры, комбинировали толстое бесцветное стекло с толстым цветным, окрашенным чаще всего изумрудным, рубиновым или жёлтым цветом.
А ещё стекло со снятым фацетом использовалось при создании декоративной мебели: в дверцах буфетов, каминных экранах и так далее. При этом бесцветное, играющее в фацетах стекло часто сочеталось с полупросвечивающим цветным опаловым стеклом, мерцающим, переливающимся перламутровым блеском. Такое стекло благодаря своей неоднородной структуре очень живо передавало фактуру и объёмность листьев, цветов, раковин, облаков, плещущих волн; оно было более тонкое и фацет с него не снимался.
Дверные витражи задумывались в композиции с рельефной резьбой по дереву, лепниной и металлическим декором. Они озаряют своим светом тьму подъезда, указывая: "вот дверь!", встречая жильцов ярким радостным солнечным сверканием. Может быть, поэтому часто сюжетом дверных витражей являлось изображение солнца.
Прямоугольники, квадраты, ромбы и круги—обычный орнамент витражей. Но особо интересны сложные композиции с вьющимися изогнутыми линиями. В них легко угадываются листья, цветы, затейливые раковинки или паутинки. Изогнутость и ритм линий фацетного витража над передней дверью дома №38 по Надеждинской улице вторит ритму линий раковин в орнаменте оконных наличников на фасаде здания. А там, откуда расходятся затейливые линии оплётки, появляется скульптурная женская голова... Возможно, это Афродита, рождённая из пены морской, воплощённая фантазией и мастерством художника-архитектора М. Ю. Капелинского. Фантазия художника безгранична, как безграничны чувства и фантазия зрителя, увидевшего произведение. Изучая витражи, встречаешь порой совершенно фантастические, не существующие в природе растения. Поражаешься мастерству рисовальщика, сопрягающего прямые и изогнутые линии, логичности и монументальности рисунка, умению точно, одной линией достичь соразмерности и совершенства.
Евгений Иванов
Фото А. Филиппова
(На самом деле фотографировал я, Е. Иванов, а Филиппов очень качественно напечатал чёрно-белые фотографии, но газетная печать испортила все изображения поэтому на этой странице я печатаю собственные фотографии тех же витражей, к тому же одна из них цветная).
Евгений Иванов
Двери на Звенигородской ул д. 2